Иван рублев

Основные сведения о жизни: детство и годы возмужания

О жизни русского иконописца, причисленного уже в наше время к лику святых, сегодня известно очень немногое.

Его рождение обычно связывают с 1360 или, в некоторых источниках, 1370 годами.

Также не совсем понятно, кем были его родители. Возможно, они происходили из знатного сословия, а, возможно, были простыми земледельцами. Существует версия, что отец русского художника происходил из ремесленного сословия. Такой вывод делают по его фамилии, ведь рубель – это один из столярных инструментов. Хотя здесь возможны и иные версии.

Скорее всего, Андрей – это монашеское имя иконописца. Имя, данное ему при рождении, затерялось в веках.

Упоминания об этом монахе с чудесным Божьим даром относятся к 1405 и 1408 годам. Связаны они с росписями соборов, которые были отражены в летописных сводах.

Историческое время жизни А. Рублева

Многое успел сделать за свою жизнь монах и иконописец Андрей Рублев. Биография его хоть и скудна сведениями, но позволяет понять, в какое время жил этот русский художник.


А исторический период был сложный, хотя в России никогда не было легкого времени.

Предполагают, что Андрей Рублев родился в Московском княжестве, которое переживало во второй половине 14 века сложный период. Москва вела борьбу с Тверью за право возглавить раздробленное русское государство, которое сотрясалось и междуусобными распрями, и набегами ордынских кочевников-завоевателей. Кроме того, именно в эти годы в Москве свирепствовала чума, которая то уходила, то вновь возвращалась, унося за собой тысячи человеческих жизней.

На 1380 год пришлась знаменитая Куликовская битва, которая стала началом освобождения русских земель из-под власти ордынских ханов и главенства Москвы среди других русских городов.

В этот же период жил великий русский святой Сергий, прозванный в народе Радонежским. В это время писал свои удивительные лики и иконописец Андрей Рублев.

И, несмотря на всю сложность, в этом времени была и какая-то провидческая просветленность, которая давала надежду на то, что Русь сможет возродиться и стать сильной и духовно просветленной державой.

Монах Андрей в Сергеевой Лавре

Уже через несколько столетий, когда имя Рублева вошло в русские книги, в них рассказывалось о том, что Андрей учился мастерству иконописца с ранней юности под руководством опытных художников из Троицко-Сергиевого монастыря. Было это при ученике преподобного Сергия Никоне, также прозванном Радонежским.


Во многом на развитие юноши оказал влияние монашеский и человеческий подвиг первого игумена этого монастыря. Безусловно, пример Сергия вдохновил юного Андрея на создание высоких и одухотворенных образов.

Иконы Рублева и, в первую очередь, его знаменитая «Троица», так и остались храниться в лавре, где их спустя сотни лет открыли искусствоведы, пораженные мастерством древнего художника.

Андроников монастырь

Далее путь жизни привел монаха Андрея в Андроников монастырь, основанный также учеником преподобного Сергия по имени Андроник. Талантливого живописца почитали знатные люди того времени. Так, известно, что один из сыновей Дмитрия Донского Василий Дмитриевич пригласил Андрея Рублева для росписи дворцовых покоев в самом Кремле.

Творчество Андрея Рублева стало постепенно привлекать и внимание современников. В летописи 1405 года говорится о том, что именно этот монах был привлечен к росписи Благовещенского собора в Москве вместе со знаменитым художником того времени Феофаном, прозванным Греком, и старцем Прохором. Однако росписи эти до сегодняшнего дня не сохранились в связи с грандиозной перестройкой этого собора.

Иконы из Благовещенского собора

Сам Благовещенский собор не сохранился, однако каким-то чудом до нашего времени дошли иконописные лики из этого храма. Всего это семь икон, которые приписывают кисти художника.


Иконы Рублева — это «Рождество Христово», «Крещение», «Вход в Иерусалим», «Благовещение», «Сретение», Воскрешение Лазаря» и «Преображение».

Эти иконы, часть которых и сегодня хранится в музеях страны, таких как знаменитая Третьяковская галерея, поражают зрителей не только удачной композицией и особой как бы воздушностью изображенных на них образов, но и особым выражением, которое прописано на ликах. Это необыкновенная духовная чистота и глубокая вера.

Прекрасно подобранная палитра цветов только усиливает это ощущение.

Успенский собор в городе Владимире

Еще одной вехой творческой биографии Рублева, зафиксированной в скрупулезных летописных источниках, стала работа вместе с другими живописцами того времени над росписями Успенского Владимирского собора. Было это приблизительно в 1408 году.

Кроме росписи стен, мастера создали несколько иконописных ликов, часть из которых сегодня находится в музеях. Наследие русской живописи древней Руси хранит не только музей Андрея Рублева, но и Третьяковская галерея.

Именно в это время, по суждению искусствоведов, была написана знаменитая икона мастера под названием «Владимирская Богоматерь».

Вероятнее всего, в этом соборе монах Андрей работал уже вместе с учениками. Сегодня все желающие могут увидеть здесь часть его фресок, которые удивляют своей выразительностью и особой просветленной одухотворенностью.

Церковь Святой Троицы


Известно, что где-то в 20-х гг. 15 века монахи Даниил Черный и Андрей Рублев (годы эти приблизительные) трудились над росписями храма Святой Троицы, который был построен над местом погребения преподобного игумена Сергия.

Храм был заложен каменный (он сохранился до сих пор). Однако фрески этого собора не сохранились до наших дней, зато и сегодня можно увидеть настоящие иконы Рублева, созданные для этой церкви. Это «Апостол Павел», «Архангел Михаил» и «Крещение». По манере письма и способам изображения фигур эти иконы очень близки к стилю знаменитой «Троицы». Музей Андрея Рублева хранит эти бесценные сокровища.

Судя по летописным источникам, товарищ Андрея Рублева — монах Даниил, прозванный Черным, скончался именно в Троицкой Лавре. Здесь он и был погребен. Отец Андрей же отправился в Андроников монастырь, чтобы создать там свои последние работы.

Последние работы иконописца

По мнению ученых, последней работой мастера стала роспись церкви Спаса, которую он закончил приблизительно в 1428 году.

Долгую творческую жизнь прожил Андрей Рублев, биография художника повествует нам и о дне, часе и месте его смерти.

Скончался знаменитый русский иконописец в январе 1430 года (скорее всего, 29 января). Погребен он был в Москве, в Андрониковом монастыре (к слову сказать, именно благодаря тому, что отец Андрей Рублев нашел здесь свое последнее пристанище, этот древний монастырь не был уничтожен в советские годы).

В 1989 году, спустя сотни лет, отец Андрей был причислен русской церковью к лику святых.

Творчество Андрея Рублева: знаменитые находки в Звенигороде


Имя русского художника Древней Руси так бы и осталось преданным забвению, если бы не удивительная находка, которую сделал Игорь Грабарь. Он случайно, в тихом подмосковном городке Звенигороде, около старинного храма обнаружил удивительные иконы, которые, как оказалось впоследствии, принадлежали кисти Андрея Рублева. Причем лежала эта находка в обыкновенном сарае!

Иконы назвали «Звенигородским чином», и только спустя время стало известно, что автором их был Андрей Рублев. Кратко рассмотрим все эти работы.

Самой известной из них является икона под названием «Спас», сохранившаяся лишь частично. Но глаза Христа, обращенные к смотрящим на него людям, поражают зрителей. Можно с уверенностью сказать, что с иконы на нас смотрит лицо Богочеловека, лишенного греха и страстей и наполненного чувством любви ко всему живому и бесконечным состраданием.

Все проходящие мимо этой иконы (а хранится она в Третьяковской галерее) не могут не остановить на ней своего взгляда. Там же, в Третьяковке, хранится и подлинник «Троицы». Судьба этой иконы очень интересна.

Много божественного смысла вложил в свое творение Андрей Рублев. Биография художника не может раскрыть нам секрета того, как простой русский монах смог подняться на такую высоту духовного постижения Божьего мира. Возможно, прав был Экзюпери: «Самого главного глазами не увидишь».


Долгие века эта икона висела в тяжелом и громоздком окладе, закрытая от всех этими драгоценностями, и только в начале прошлого века искусствоведы смогли открыть ее, очистить от наслоений многих веков и понять, что это истинный шедевр.

fb.ru

Великий иконописец. Становление христианства на Руси. 15 век, междоусобные распри, народ тёмен и непросвещён. Второй полнометражный фильм Андрея Тарковского. Он является автобиографией известного иконописца Андрея Рублёва, автора всеми знаменитой «Троицы» и многих других работ. К сожалению, об этом человеке известно очень немного, поэтому идея снять кино о его жизни и творчестве кажется очень спорной, но в то же время и интересной. Нужно собрать по крупицам все немногочисленные факты и выдать цельную картину. Андрею Тарковскому удалось реализовать эту идею. Он решил эту проблему не совсем стандартным образом. Кино не выглядит эгоистичным, помимо главного героя здесь есть множество других аспектов, на которые обращается внимание. История русского народа, его судьба, тяжесть жизни людей в одну из самых сложных эпох российского государства — Татаро-Монгольского ига, размышление о грехе, Боге, сущности бытия и многом другом. Изображение русского народа в годы жизни Андрея Рублёва было бы неполным при отсутствии сцен с Татарами и их набегами, которые так угнетают и разоряют Россию.
>Показ истинной трагедии и индивидуальности эпохи. На иконописца ложится тяжкое бремя, как выдержать всё это, подобное давление оставило решающий отпечаток на его творчестве, мыслях и духовных страданиях. В одной из важнейших глав под названием «Страсти по Андрею» и раскрывается сущность главного героя, его скорбящая, думающая и мятущаяся душа, не способная найти себя и не понимающая своего истинного таланта и дара божьего. Важное символическое значение имеет также и отлитый колокол. Радость при его звоне у людей, символизирует наконец-то хоть пока и временное, но всё-таки нахождение Бога. Искания народа завершились, эта огромная постройка есть величие и единение человека с Богом. Независимо от того, как тяжело не приходилось бы, что бы ни поджидало человека на его жизненном пути, Вера и Бог должны быть всегда, их единение и есть смысл жизни — это главное, что поможет в любую минуту вынести всё и не важно наличие грехов и общее несовершенство мира, который мы так хотим познать.


Гениальный фильм, хотя и не на шутку шокирующий (особенно новелла «Набег»). Но смотреть обязательно, таких шедевров ещё поискать, не только в нашем кинематографе, но и вообще в мире.

Фильм очень трудный, долгий, и при этом завораживающий. Множество жестоких, почти натуралистических сцен. Атмосфера средневековья получилась настолько реальной, насколько можно её ощутить, спустя шесть веков. Художник это не полубог, который живёт над миром (теория испанского философа Ортеги и Гассета), а человек, который вливается в мир открытыми порами. Рублёв — в трактовке Тарковского — мыслитель. Он вбирает в себя и переосмысливает всё, что происходит вокруг него. Часто он пассивен и созерцателен. Он наивно верит, что искусство преобразует людей, поэтому страшные проявления человеческой натуры убийственно сотрясают душу: «Я полжизни в слепоте провёл! Полжизни! Я же для них, для людей делал! Днями, ночами… Не люди ведь это!». Потряс Лапиков в роли Кирилла. Мощнейший образ титана завистника, готового на любое самоуничижение, кроме одного: «При всей братии мне поклонись и попроси брата Кирилла быть тебе помощником, а я на тебя даром работать буду», говорит он Феофану Греку.
но, что изо всей братии интересует его только один брат, Андрей. Возвыситься над гением хотя бы на миг, любой ценой. Даже ценой предательства. Кирилл и Андрей. Каин и Авель. Всё же недаром персонажам даны имена, начинающиеся одинаково с библейскими. В фильме много канонических параллелей, иногда явных, иногда почти неуловимых.

Религиозная, простая и одновременно сложная, многозначная картина, пропитанная гуманизмом и любовью, отвечающая по своему на вечные вопросы и дающая веру, и выводы по поводу многих жизненных явлений, точно передающая дух эпохи и дух самого Андрея Рублёва с его исканиями. Показывает противоречивый мир взывает к единению с Богом и собственным предназначением.

С этого фильма началась карьера потрясающего Анатолия Солоницына. Собственно, фильмами Тарковского она и закончилась, в другие режиссёрские творения он не вписался. Вообще, если средний зритель посмотрит фильмы Тарковского, он скажет одно — что режиссёр сумасшедший, и в чём-то будет прав, ведь гениальность это и есть сумасшествие. Гениальные люди создают истинные шедевры.


Очень сильный фильм. Первый просмотр сразу дал такое чувственное ощущение жестокости, что возвращаться к киноленте не было необходимости — ВСЁ буквально врезалось в память. И всё-таки периодически возвращаюсь к нему. И всё-таки… — это мысли ТАРКОВСКОГО. Именно ОН так передаёт историю славянских княжеств, историю зарождающегося христианства в душах людей и состояние прекрасного в душе художника. Есть ли БОГ? Ответ находит сам человек… это очень личное, духовное начало в каждом из нас. Человек не имеет права заявлять, что не годится для того, чтобы Творец приблизил его к Себе. Ведь причиной всему — его отношение к природе и происхождению жизни. Надо всегда идти на преодоление и не давать проникнуть в мозг мыслям отчаяния. И как сказали мудрецы: «Даже если острый меч приставлен к твоему горлу, не отчаивайся в высшем милосердии». То есть если твой эгоизм, называющийся себялюбием, схватил тебя за горло и хочет отделить от Бога, показывая, что НЕТ никакой возможности выйти из-под его (эгоизма) власти, и тогда надо признать, что это правдивая картина, но не отчаиваться. То есть верить, что ты можешь обрести НОВОЕ свойство жизни — ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ. В суть всякой вещи вникнешь, коли правдиво наречёшь её. Все глупости и подлости род человеческий совершил уже, и теперь только повторяет их.

Вот она — высокая духовность. Мир, состоящий из света солнца, пробивающегося сквозь ветви цветущих яблонь, запаха, который обычно бывает в старых церквях во время службы. Мир, где жизнь подобна ручью из чувств и переживаний. Персонажи, сотканные из небесных, высоких материй, но при этом при этом им возможно сопереживать и находить в них себя. При просмотре постоянно что-то ускользает, как шёлк, лаская нервы и оставляя нежные ощущения и трепетные воспоминания от соприкосновения с особенным, высшим миром, недосягаемым, но зовущим, постоянно, незримо следующим за тобой и проявляющим себя во снах, мимолётных ощущениях, грёзах и слезах умиления. Не верю в ангелов, но Тарковский будто бы позаимствовал у них какой-то приём, помогающий дойти до глубин души зрителя и взбудоражить её, оставив светлое предчувствие обновления. После его фильмов веришь в духовное начало в человеке, хочется отбросить циничные материалистические и пошлые взгляды.

Это шедевр мирового кинематографа!!! Фильм обязателен к просмотру всем!!!

10 из 10

P.S. «Удел величия — страдание от внешнего мира и страдание внутреннее от себя самого… Чем бескорыстнее дар, тем жёстче гонения и тем суровее страдание». — Павел Флоренский.

www.kinopoisk.ru

Иван Федорович заболел раком предстательной железы. Симптоматика появлялась постепенно. Впервые в 2010 году появилось беспокойство в области простаты. С задержками мочеиспускания справился с помощью народных рецептов, эффекта хватило примерно на год. Как понял потом мужчина – вероятно, это была начальная стадия рака простаты.

Год спустя после самолечения ситуация повторилась, уже испытанные народные методы на этот раз не помогли. Но само по себе все незаметно прошло. А весной 2013 года прежние симптомы и появившаяся ноющая боль обеспокоили Ивана Федоровича. Но к врачу он смог попасть только к лету.

Уролог сразу определил опухоль и отправил пациента на гистологию. В ростовском онкологическом институте Рублев сдал массу анализов, провел рентгенограмму, КТ с контрастом (метастазы не обнаружены), затем сделали биопсию. По результатам гистологии выяснилось, что у Ивана Федоровича рак предстательной железы 3 стадии, сумма Глиссона 5+5 – это высшая степень агрессивности раковых клеток.

Лечащий врач сказал, что время упущено, операцию делать нельзя, да и вообще лечение в таком случае невозможно. Единственное, что предложил доктор – гормональную терапию, т.к. рак простаты гормонозависим. И в зависимости от результатов остеосцинтиграфии при отсутствии метастазов возможна лучевая терапия. Метастазы в костях действительно не были обнаружены на этом обследовании, но от лучевой терапии Рублев отказался сам.

Уколы гормонов Бусериолина деко и Биколутамида начали. Параллельно Рублев искал другие способы, консультировался с врачами в Санкт-Петербурге, можно ли в его случае провести, например, брахио- или криотерапию. Но на все вопросы врачи отвечали, что для этих методов время уже упущено. В то же время Рублев, изучая результаты зарубежных исследований, выяснил, что после удаления опухолей на любой стадии человек живет 3-5 лет. Есть небольшой процент, доживающих до 8-10 лет, но этих людей очень мало.

И такие перспективы мужчину не устроили. Он начал очень глубоко копать, пытаясь найти работающий способ избавиться от рака.

Первое, что заинтересовало Ивана Федоровича – биомедицинские технологии, которые предлагают изготовление вакцин из крови пациента. Но этот способ предлагал только увеличить запас времени. Значит, надо было искать дальше.

Попав на сайт фонда «Сатурн» и прочитав физиологические механизмы работы по методике, Рублев понял, что поиски закончены. Он сразу вспомнил опыт тридцатилетней давности.

Тогда ему на глаза попались материалы конгресса Всемирной организации здравоохранения, где в разделе онкология в докладах были описаны случаи, когда человек, обреченный на гибель в течение нескольких дней или недель, вдруг внезапно выздоравливал. И врачи говорили: мы все прекрасно знаем, что рак возникает из-за нарушения работы вегетативной нервной системы. И вот это чудесное исцеление тоже происходит из-за того, что ВНС каким-то образом начала работать, и она устранила рак. Но как это сделать – мы этого не знаем. Этого необходимо добиваться самому пациенту, то есть искать путь воздействия на ВНС таким образом, чтобы она сработала, и рак был устранен.

Тогда статья поразила Ивана Федоровича. Он пытался искать что-то в этом направлении, но без особого успеха. Затем познакомился с книгой Норбекова «Опыт дурака, или Путь к прозрению». И на себе ощутил, как способен работать организм – благодаря книге Рублев избавился от давней болячки, кровоточивости языка, с которой врачи не могли ему помочь.

Увидев же, что в «Сатурне» люди напрямую работают именно с вегетативной нервной системой, с «коррекцией» неправильной работы иммунитета, Иван Федорович понял, что спасен. Метод Арбузова позволяет не просто отсрочить развитие болезни, но полностью контролировать организм, не допуская больше впредь этой болезни вообще. То есть, быть здоровым.

Когда мужчина приехал в Уфу, он отказался от продолжения гормонотерапии. И действие последнего укола закончилось в первые три недели занятий. Оставшиеся месяц и неделю Рублев мог уже наблюдать результаты абсолютно объективные.

Если первоначальный анализ показывал 30 нг/мл, то в процессе лечения гормонами и биотехнологиями он начал падать и снизился до 0,31 нг/мл. После отказа от гормонотерапии должно быть обратное повышение ПСА, но в случае Рублева, занимавшегося по методике Арбузова, уровень антигена стал еще меньше – 0,2 нг/мл!

Иван Федорович как человек крайне разумный и рассудительный понимал, что можно предположить и «затянувшееся» действие гормонов. Поэтому кроме анализа на ПСА сделал еще общий анализ крови, биохимию и иммунный статус. Рублев хотел выяснить, как работает иммунная система, восстановилась ли она после приема гормонов. И анализы показали высокий уровень иммунного статуса.

Кроме того, за время занятий Рублев сумел полностью справиться с давно беспокоившей кистой в органах репродуктивной системы. Организм реагировал на воздействие ответными ощущениями, так что мужчина однозначно мог сделать вывод, что это произошло только в результате его собственной работы. В качестве эксперимента легко справился с капиллярной сеткой на ногах, проявившейся после сделанного однажды трехкратного доза гормонов. Капилляры исчезли буквально за день.

Сейчас Иван Федорович продолжает свою работу, мы поддерживаем связь и ждем от него дальнейших добрых новостей. 

pobedimrak.ru

Биография Андрея Рублёва о главном

Андрей Рублев – знаменитый русский иконописец 14 – начала 15 веков. Работ, принадлежащих кисти этого художника, сохранилось до современных дней не так уж и много. Самая знаменитая из них – “Троица”. Участвовал Андрей и в росписи многих храмов. А иконопись его заметно отличалась от традиционной. В своих изображениях сочетал художник и духовность, и человечность. Совокупность того и другого делало его творения неповторимыми.

Достоверных сведений о жизни Рублева известно очень немного. Даже неизвестна точная дата и место его рождения. Предположительно, появился на свет будущий художник в 1360 году. Местом рождения одни историки считают Московские земли, а другие – Новгородские. О семье его, так же, почти не известно. Есть только предположения о том, что это была ремесленническая семья. Еще, есть подпись на одной из поздних работ Рублева, которая гласит, что мастер, написавший ее – Андрей, сын Ивана.

Имя Андрей принял живописец при постриге в монахи. В течение своей жизни немало написал он икон. Но, единственной уцелевшей и дошедшей до наших дней является “Троица”. Эта работа была написана мастером в период междоусобиц на русских землях.

Принимал участие Андрей вместе с другими живописцами того времени и в росписи храмов. Известно, что в 1405 году он, вместе с группой других художников и Ф. Греком работал над фресками Московского Благовещенского собора. А в 1408 году, так же с совместно с другими, трудился он над Успенским собором во Владимире. На западной стене этого храма красовались картины, изображавшие великий судный день. Эта работа полностью принадлежит кисти Рублева.

Умер иконописец в 1428 году. В это время находился он в Андрониковом монастыре. Причиной смерти считается чума, эпидемия которой наблюдалась там в этот период времени. Существует предположение, что последнее над чем трудился мастер – роспись Спасского собора. Но это только предположение. Ведь так мало дошло до наших дней и работ художника, и точных сведений о его жизни и деятельности.

Его творчество

Интересные факты и даты из жизни

Иван рублев

uchim-klass.ru

Андрей Рублев: биография и творчество (кратко)

  • 1360-е годы — родился в Радонеже в семье ремесленника.
  • 1405 г. — участвует вместе с другими художниками в работе над фресками и иконами Благовещенского собора (Москва).
  • 1408 г. — работы в Успенском соборе Владимира вместе с Д. Черным, уже в эти годы он имел свой стиль и обучал учеников.
  • 1420 г. — создание иконостаса Троицкого собора в Сергиевом Посаде, в том числе и известной «Троицы», считающейся шедевром мировой иконописи.
  • 1425 г. — участие в строительстве и росписях Андроникова монастыря (Москва).
  • 1428 г. — смерть от чумы.

Детство, отрочество, монашество

Родился Андрей Рублев в 60-х годах 14-го столетия, место рождения также неизвестно точно. По одним сведениям, он родился в городке Радонеже, расположенном рядом с Троице-Сергиевой лаврой, по другим — в Нижнем Новгороде. Отец его был ремесленником, о чем можно судить по его фамилии, ведь рубелем в те времена называли инструмент для работы с кожей. По некоторым данным, еще в юности он стал послушником Троице-Сергиева монастыря, а затем монахом, получив при пострижении имя Андрей (точное его имя неизвестно).

Биография иконописца Андрея Рублева берет свое начало в этих стенах, где он начинает обучаться мастерству иконописи, изучает труды по философии Сергия Радонежского, основателя монастыря. Там же, посещая монастырскую библиотеку, он внимательно и с большим рвением изучает работы мастеров и художников античности, писавших иконы.

Конец 14-го века стал для российского государства тяжелым временем: в 1364-1366 годах в Москве свирепствовала чума, в 1365-м случился пожар, уничтоживший почти весь город. Затем в 1371 году Москву взял в осаду князь Ольгерд, после чего на эти земли пришел голод.

Начало творческого пути

В биографии Андрея Рублева творчество и первые работы его как художника упоминаются впервые в 1405 году, когда он, переехав в Москву, вместе с Феофаном Греком занялся росписью Благовещенского собора. Судьба собора сложилась трагически: спустя 9 лет он был разрушен, а затем перестраивался несколько раз. Но некоторые работы чудом сохранились: это 2 яруса иконостаса, в которых есть 7 икон, сделанных Андреем Рублевым, и 6 — старцем Прохором из Городца, известным мастером иконописи тех времен.

Уже по этим работам заметна рука мастера, более свободная и легкая по сравнению со старцем Прохором, но уже высокопрофессиональная. Эта серия праздничных икон является первой на Руси: «Благовещение», «Рождество Христово», «Крещение», «Преображение» и др.

В эти годы Рублевым также написана икона-копия «Владимирская Богоматерь» с известного византийского образа, а также рисунка из книги «Евангелие Хитрово», которая получила свое название по фамилии боярина, в вещах которого была найдена в 17-м веке. По предположениям искусствоведов, эта рукопись, не имеющая ценности, в те годы могла быть создана только на деньги либо митрополита Руси, либо одного из великих князей.

Росписи Владимирского Успенского собора

Следующие достоверные факты биографии Андрея Рублева говорят об упоминании его как о художнике и приходятся на май 1408 года, когда московский князь повелел написать новые фрески на месте утраченных росписей 12-го века в Успенском соборе во Владимире. Андрей Рублев и Даниил Черный приехали сюда по приглашению князя, чтобы делать настенные росписи, а Рублев еще работал над несколькими иконами, в том числе со своими учениками. Эти работы сейчас выставлены в Третьяковской галерее и Русском музее в Петербурге.

Фрески на западной стене Владимирского собора, которые сохранились до наших дней, являются частями большой композиции «Страшный суд». В ней четко определены изображения, принадлежащие руке А. Рублева, которые имеют необычный и сильный эмоциональный настрой. В фигурах ангела с трубой, апостола Петра и самих сценах суда отсутствуют эмоции страха перед карами небесными, а возносится просветленное настроение и идея всепрощения.

Иконы в Звенигороде

В 1918 г. в подмосковном городе Звенигороде в старом деревянном сарае были обнаружены 3 иконы, датированные 1410 годом. По некоторым данным они писались для иконостаса местного храма, однако по заключению современных исследователей ни одна из церквей не подходит по размерам. Условно их назвали «Звенигородский чин», «Апостол Михаил», «Спас», «Апостол Павел», и, несомненно, они могут принадлежать исключительно руке А. Рублева.

Эти иконы в биографии Андрея Рублева стали новым подтверждение его таланта, способного собрать в единое целое и подчинить полной гармонии сиренево-розово-голубые цвета, который остался неповторимым на протяжении нескольких столетий. Светлые настроения как завершение творческих исканий Рублева воплотились в разнообразных образах этих творений, в которых мастер иконописи сделал обобщение различных размышлений о моральных ценностях каждого человека, принадлежащих его современникам.

Самой интересной искусствоведы считают икону «Спас», хотя сохранилась она очень плохо, но лицо Иисуса Христа, наделенное славянскими чертами, просматривается хорошо. Христос смотрит внимательно очень спокойным проницательным взглядом. Весь его облик наполнен энергией, вниманием и благожелательностью.

В иконе «Архангел Михаил» художник воспел лирические раздумья и мысли поэта. Хотя ангел и является небесным, а не телесным созданием, Рублев воплотил в нем всю земную красоту человека. Апостол Павел изображен иконописцем в виде философа-мыслителя, написан в мягкой серо-сиреневой гамме с голубыми тонами.

Росписи собора Святой Троицы

В это время татарский хан Едыгей собрал войско и пошел на Москву, которую взять он не смог. Однако попутно татары подожгли множество поселений и городов, не смогли спасти и Троицкий монастырь, где в эти годы служил игумен Никон. В последующие годы Никон приложил все усилия, чтобы восстановить монастырь, и в 1424-м взялся за строительство белокаменного храма, на которое и были приглашены для создания росписей Д. Черный и А. Рублев. Все работы в этом храме датированы 1425-1427 годами.

Тогда же была написана и самая знаменитая в биографии Андрея Рублева икона «Троица». Она была частью иконостаса Троицкого собора в Сергиевом Посаде и считается самой совершенной в художественном отношении среди иконописных работ того времени. Художник отразил в ней понятие православной религии о триединстве Бога.

История нахождения этой иконы очень интересна: несколько столетий она была на всеобщем обозрении, однако ее не замечали. Так случилось, что в 1575 году царь Иван Грозный сделал распоряжение закрыть ее окладом из золота, и были видны только лики, ступни и кисти рук. Затем в 1600 году Борис Годунов поменял оклад на новый, еще более роскошный. Во время замены икону для сохранения покрывали олифой, которая делала краски более яркими. С течением времени внешний слой стал темнеть, на него оседала копоть от свечей, попадал дым от ладана. Чтобы икона выглядела лучше, ее постоянно подновляли, накладывая сверху слои краски по контурам рисунка, а затем опять покрывали олифой. Скорее всего, икона со временем бы погибла, если бы не случай. В начале 20-го века реставраторы с помощью скальпеля соскоблили верхние слои, и их глазам открылось прекрасное творение великого иконописца.

К числу сохранившихся до наших времен фресок Троицкого собора, по заключению искусствоведов, руке А. Рублева принадлежат «Крещение», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». По колориту и глубине содержания, по красоте и цветовой гамме они напоминают «Троицу».

Последняя работа

В конце 1420-х годов, завершив работы в соборе Св. Троицы, умер многолетний друг и соратник иконописца Даниил Черный и был похоронен здесь же. После этого А. Рублев возвращается в Москву для работы над росписями Спасского собора в Андрониковом монастыре, которую он успел закончить в 1428 году. По некоторым данным, он принимал участие и в его строительства. Эта работа стала последней в биографии Андрея Рублева.

Умер знаменитый живописец в 1428 году в Москве во время эпидемии чумы, похоронен возле колокольни Андроникова монастыря. В 1988-м, в год тысячелетия крещения Руси, он был канонизирован Русской православной церковью.

Фильм об Андрее Рублеве

В биографии Андрея Рублева до сих множество черных пятен. По сути, точных данных о нем известно очень мало, кроме двух упоминаний в исторических источниках. Даже написание его знаменитой иконы «Троица» исследователи датируют двумя разными годами: 1411 или 1425-1427 гг.

Одним из способов поведать миру об этом талантливом человеке, об эпохе, в которой он жил, о его творческих поисках и становлении как художника стал фильм-повествование, снятый в 60-е годы 20-го века знаменитым режиссером А. Тарковским. В нескольких новеллах фильм рисует картины средневековой Руси, повествует кратко о биографии Андрея Рублева, о его мировоззрениях и сомнениях, об его обете молчания, который он соблюдал 15 лет, и других интересных фактах из жизни иконописца.

www.syl.ru

Биография

Для русских людей и мирового православия иконописец Андрей Рублев стал символом искусства и неким эталоном русского человека, величия славянского духа. Иконы и фрески мастера дышат гармонией с вселенной, напоминают об утерянном рае, счастье и безмятежности.

Иконописец Андрей Рублев
Иконописец Андрей Рублев

Творчество иконописца поклонники сравнивают с поэзией Александра Пушкина. Оно так же основательно, вечно и гениально. Вглядываясь в лики рублевских святых, видишь самопожертвование, красоту и величие человека. Андрей Рублев понял суть и дух веры в Бога, поэтому Русская православная церковь канонизировала иконописца, причислив к ликам преподобных святых.

Детство и юность

Родился иконописец предположительно в 1360 году на территории Московского княжества (иные источники местом рождения Рублева указывают Великий Новгород). Сведения о детстве, юности и семье художника крайне скудны. Историки и искусствоведы, отталкиваясь от фамилии Рублев, выдвинули предположение, что предки Андрея по линии отца – ремесленники.

Памятник Андрею Рублеву
Памятник Андрею Рублеву

Имя Андрей Рублеву дали после монашеского пострига в мужском монастыре на левобережье Яузы, знакомом нам как Андроников. Мирское имя художника не известно. Исследователи сошлись во мнении, что отчество Андрея Рублева – Иванович: на сохранившейся иконе того времени различили подпись «Андрей Иванов сын Рублев».

Иконопись

Биография святого берет отсчет с 1405 года – это год первого письменного упоминания об Андрее Рублеве. В летописи говорится, что чернец Рублев вместе с прибывшим из Кафы Феофаном Греком и Прохором-старцем расписал стены Благовещенского собора в Московском кремле. Совместную работу с корифеями иконописи доверяли тому художнику, чье мастерство не подвергалось сомнению. Искусствоведы предполагают, что уже в юности Андрей Рублев имел опыт славянской художественной иконописи.

Икона Андрея Рублева
Икона Андрея Рублева

Работа в тандеме с Феофаном, чью манеру письма называют живописной скорописью за точные и четкие мазки, была честью для молодого мастера. Иконы Грека поражают величием, лики изображенных им святых суровы и гениальны в каждом штрихе. Но переняв лучшее в технике, Андрей Рублев выработал собственный стиль иконописи, в котором нет драматизма и суровости Феофана Грека. Иконы Рублева наполнены спокойствием, ясностью и гармонией. Искусствоведы указывают на палитру художника, словно навеянную летним солнечным днем: здесь золотые нивы с васильковыми вкраплениями, алая заря и бирюзовая река.

Фреска Андрея Рублева «Преображение Господне»
Фреска Андрея Рублева «Преображение Господне»

Роспись Благовещенского собора утрачена, но в соборном иконостасе сохранилось семь икон, которые приписывают кисти Андрея Рублева. Считают, что художник писал фигуры апостола Петра и архангела Михаила. Его руку узнают в изображениях мучеников Дмитрия и Георгия, а также в иконах, посвященных главным событиям христианской церкви. Работой Андрея Рублева называют фреску «Преображение», где легко узнается «рублевская» палитра. Силуэт Иисуса вписан в круг, полукругом расположены апостолы. Андрей Рублев считал круг идеальной геометрической фигурой, круг встречается в работах последнего десятилетия.

Икона Андрея Рублева
Икона Андрея Рублева

В начале XV века Андрей Рублев вместе с соратником Даниилом Черным расписал Успенский собор под Звенигородом. Вероятно, иконописец получил приглашение от крестника Сергия Радонежского – князя Юрия Звенигородского. В сохранившихся фресках сквозит техника Рублева, но его кисти принадлежат, скорее всего, лишь изображения святых Флора и Лавра. Остальные иконы писали артельные художники, на стиль которых повлияло творчество Андрея Рублева. К работам иконописца относят три фрески «Звенигородского чина».

Андрей Рублев и Сергий Радонежский
Андрей Рублев и Сергий Радонежский

В иконе «Спас» нашла воплощение новая традиция, ознаменовавшая золотой век расцвета русского искусства иконописи. К ранним творениям Андрея Рублева относят иллюстрации к «Евангелию Хитрову». Художник нарисовал миниатюры евангелистов и их символы. Завораживает миниатюра ангела – символа евангелиста Матфея. Снова встречается «рублевский» круг, в центре которого шагающий крылатый юноша. Композиция словно подталкивает к мысли о возвращении всего сущего на круги своя. Миниатюры к «Евангелию Хитрову» перекликаются с византийской традицией, но святые Андрея Рублева отличаются от изображений греков неким духовным спокойствием, углубленностью в духовную жизнь и отрешенностью от внешнего.

Иллюстрация Андрея Рублева к «Евангелию Хитрову»
Иллюстрация Андрея Рублева к «Евангелию Хитрову»

Второе письменное упоминание о мастере датируется 1408 годом. В нем говорится о начале росписи Андреем Рублевым и Даниилом Черным Владимирской церкви. Мастера расписали Успенский собор, возведенный до нашествия монгольской орды. Фрески Страшного суда Рублев с Черным разместили в западной части храма, на его сводах. Эта работа мастера – наиболее прославленная из владимирских. Изображения представляют собой не разрозненные полотна, а единое целое. Большинство исследователей согласны, что кисти мастера принадлежит «Владимирская Богоматерь».

Фреска Андрея Рублева «Страшный суд»
Фреска Андрея Рублева «Страшный суд»

Пророк Даниил с ангелом, указывающим на фреску Страшного суда, ведомые апостолом Петром в рай праведники, трубящие ангелы – в Апокалипсисе Андрея Рублева нет назидательности и свойственного византийским иконописцам желания напугать. Рублевский Страшный суд более милосерден, он дает надежду на избавление. В конце 1408 года на Русь двинулось татарское полчище хана Едигея. Войско разрушило Серпухов, Переславль, Нижний Новгород и Ростов, подошло к Москве. Троицкий монастырь уничтожили, а в 1410 году татары напали на Владимир, разорив Успенский собор.

Андрей Рублев расписывает Спасский собор
Андрей Рублев расписывает Спасский собор

Следы иконописца теряются, о нем не слышно два десятилетия. Возможно, в эти трудные для Руси времена Андрей Рублев спасался в Андрониковом монастыре. Восстановление Троице-Сергиева монастыря началось в 1422 году. К этому периоду относится третье упоминание о мастере. Над усыпальницей Сергия Радонежского вместо сгоревшего деревянного появился храм из камня. Для его росписи игумен Никон пригласил Андрея Рублева. Мастер создал в Троицком соборе икону, которую искусствоведы называют шедевром и вершиной творческого наследия Рублева.

Икона Андрея Рублева «Троица»
Икона Андрея Рублева «Троица»

Знаменитая «Троица» поражает совершенством композиции. И снова Андрей Рублев прибегает к кругу, который создают склоненные над чашей фигуры ангелов. Искусствоведы соглашаются, что кисти Андрея Рублева принадлежат иконы «Спас», «Апостол Павел» и «Архангел Михаил», относящиеся к «Звенигородскому чину». Они хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Другие иконы и фрески, которые приписывают Рублеву, исследователи называют работами артели или современников Рублева, копирующих его стиль.

Личная жизнь

В молодости Андрей Рублев прошел посвящение в монашеский чин. Он отказался от желания завести семью и детей. Вся его жизнь была посвящена служению Богу и творчеству во имя его прославления. Не сохранилось сведений о родных художника. Неизвестно, были ли у него братья, сестры и племянники.

Смерть и память

Иконописец скончался поздней осенью 1428 года от бушевавшей в Москве эпидемии чумы. Смерть настигла Андрея Рублева в Андрониковом монастыре, где он весной вместе с Даниилом Черным трудился над четвертой работой – фресками Спасского собора (они не сохранились). Вскоре за иконописцем ушел и его верный соратник и друг. По преданиям, перед смертью к Даниилу Черному явился Андрей Рублев, «в радости призывающий его в рай». Даниилу облик Андрея показался радостным и светлым.

Памятник Андрею Рублеву
Памятник Андрею Рублеву

Похоронили иконописца возле колокольни Спасского собора. В 1988 году художника канонизировали и причислили к лику святых, учредив днем его памяти 17 июля. В середине 1990-х археологи обнаружили древний престол Спасского собора, а рядом с ним мощи. Их приписали знаменитому мастеру, но вскоре признали ошибочность утверждения.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Исследователи называют ошибочной общепринятую дату смерти художника, утверждая, что Андрей Рублев умер в конце января 1430 года. Архитектор П. Д. Барановский настаивает на дате 29 января 1430 года. Зодчий уверял, что именно ее высекли на могильной плите Рублева до того, как утратили. На этом месте построен Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева, основатель которого – зодчий Петр Барановский.

В конце 1940-х в Спасо-Андрониковом монастыре появился заповедник. Помнят великого Рублева и во Владимире: памятник иконописцу стоит на входе в парк имени А. С. Пушкина. В честь преподобного святого назван кратер на Меркурии, выпущена серия памятных монет и почтовая марка. В 1966 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Андреем Тарковским снята кинодрама «Андрей Рублев». От первоначального названия картины – «Страсти по Андрею» – отказались. Фильм состоит из восьми новелл, в которых глазами монаха Андрея Рублева описаны неурядицы средневековья. Художника сыграл актер Анатолий Солоницын.

Иконы и фрески

  • Архангел Михаил из деисусного чина, 1414
  • Вознесение Господне, 1408
  • Апостол Павел из деисусного чина, 1410-е. Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)
  • Спас в силах, 1408
  • Спас, 1410-е
  • Сошествие во ад, 1408-1410. ГТГ
  • Рождество Христово. Благовещенский собор Московского кремля
  • Архангел Михаил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Архангел Гавриил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Богоматерь, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Григорий Богослов, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Иоанн Златоуст, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Иоанн Богослов, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Иоанн Предтеча, 1408
  • Андрей Первозванный, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Благовещение, 1405
  • Преображение, первая четверть XV века. ГТГ
  • Святая Троица, 1410-е. ГТГ

24smi.org

Кино повествует об усобице на Руси рубежа XIV-XV веков. Быт древней Руси, ее нравы и пороки представлены от лица иконописца Андрея Рублева. Фильм разделен на восемь отдельных новелл.

Пролог. Группа монахов готовит самодельный воздушный шар к полету. В это же время к ним плывут разъяренные мужики. Добравшись до монахов, толпа начинает жестоко избивать их. В последний момент шар с монахом Ефимом взлетает. Он летит над водой, толпой мужиков и монахов. В восторге мужчина кричит “Лечу-у”. Шар медленно сдувается и падает. Ефим разбивается насмерть об землю. На этом эпизод кончается.

Следующая новелла — “Скоморох. 1400 г.”. Трое монахов: Даниил Черный, Кирилл и Андрей Рублев идут через поле из Андроникова монастыря. Начавшийся дождь вынуждает группу укрыться в хлеву. Там местным людям поет нецензурные частушки скоморох — уличный артист. Скоморох подшучивает над монахами, когда те входят внутрь. Идет дождь, на улице в грязи дерутся двое пьяниц. Когда дождь заканчивается, к хлеву приезжают стражники князя. Они избивают скомороха и, когда тот теряет сознание, закидывают на лошадь и увозят. Гусли скомороха разбивают. Монахи покидают хлев и продолжают путь. Конец новеллы.

“Феофан Грек. 1405 г.”. Кирилл пробирается через толпу людей, пришедших на площадь смотреть, как пытают преступника. Добравшись до мастерской, он заходит внутрь и встречает лежащего Феофана Грека. Монахи беседуют об искусстве и мудрости. На фоне раздаются крики мученика с улицы. Феофан предлагает Кириллу стать помощником — летом вместе расписывать Церковь Благовещения в Москве. Кирилл отказывается, но позже соглашается. При условии, что Грек приедет за ним в Андроников и при общине, владыке и Андрее Рублеве упросит ехать с ним, тогда Кирилл согласится. За работу денег не возьмет — будет трудиться бесплатно. Следующая сцена: уставший гонец приезжает в Андроников монастырь. Он передает Андрею Рублеву волю князя — приехать в Москву и вместе с Феофаном Греком расписать Церковь Благовещения. Сам Феофан передает Рублеву, что очень хочет его видеть. Андрей соглашается. Гонца уводят отдохнуть, а Андрей предлагает соратнику Даниилу собираться и выходить сегодня, чтобы успеть пораньше. Даниил отказывается. Наставник упрекает Андрея в поспешно принятом предложении. Рублев прежде должен был обсудить его со своими товарищами, а потом уже отвечать гонцу. Андрей ссорится с Даниилом. Даниил параллельно собирает дрова, но стопка рушится. Рублев зовет Фому и Алексея собираться, а Даниила оставляет во дворе. Перед отъездом Андрей приходит к Даниилу проститься. Он раскаивается в поспешном решении и говорит о вкладе Даниила в формирование своего мировоззрения. Даниил плачет и тоже просит прощения у Андрея. Он горд за Рублева. Тем временем Кирилл в зависти к Андрею покидает монастырь. Перед монахами Кирилл обвиняет церковь в предательстве веры. Владыка изгоняет Кирилла из монастыря. За Кириллом увязывается его собака, он бьет ее тростью и оставляет лежать на снегу мертвой.

“Страсти по Андрею 1406г”. Андрей с помощником Фомой продирается через заросли. Андрей упрекает Фому в его порочной лжи. Днем ранее парень соврал, что пошел в Андроников монастырь, но на самом деле ел мед на пасеке. Рублев продолжает критиковать Фому. У помощника дар к икнопоиси, но Фому больше беспокоят технические аспекты искусства, нежели духовная составляющая. Рублев и Фома встречают Феофана в лесу. Мастер бьет Фому и посылает снимать клей с огня. В зарослях помощник натыкается на мертвого лебедя и дотрагивается до него палкой. Феофан и Андрей спорят о религии и судьбе народа. Феофан уверен, что народ темен и глуп по собственной вине. Скоро придет Великий суд, который покарает всех темных грешников. Рублев не понимает, как можно творить без любви в сердце. Грек же творит не для людей, а для Бога. Ибо люди совершают только зло и повторяют зло из поколения в поколение. Андрей парирует обвинения Грека в адрес людей. На фоне спора монахов демонстрируется сцена распятия Христа на снежном склоне в русской деревне. Рублев утверждает, что зло не везде. Русский мужик терпит все ненастья, какие падают на его голову. Смиренно терпит и продолжает работать. Бог простит таким темноту их. Возможно, Иисус умер для примирения человека с Богом. Распявшие его ведомы рукой божией.

“Праздник. 1408 г.”. Монахи плывут по реке и останавливаются на берегу для ночлега. Андрей с Фомой собирают дрова. Андрей замечает в зарослях людей с факелами. Это обнаженные язычники отмечают Иван Купало. В зарослях он застает обнаженную пару за занятием сексом. Нагие смущают монаха. Рублева ловят и привязывают к плахе в сарае наподобие Иисуса. В сарае к Рублеву подходит голая девушка Марфа. Из одежды на ней только меховая шуба. Марфа рассказывает Рублеву, что сегодня праздник любви. Марфа сбрасывает шубу, развязывает Андрея и целует. Монах убегает от нее в чащу, где ветками до крови царапает лицо. Наутро Рублев возвращается к спутникам. Даниил понял, где был Андрей. Он стыдит его за внешний вид, ибо Рублев позорит себя перед учениками. Когда лодка монахов плывет по реке, на берегу стражники ловят язычников. Марфу и ее партнера Федора. Федора избивают, но Марфе удается бежать. Преследователи рвут рубаху на девушке. Марфа обнаженной уплывает от стражников на другой берег.

“Страшный суд. Лето 1408г.”. Даниил и Андрей несколько месяцев работают над росписью Владимирского храма. Но, несмотря на потраченное время, стены белые. Андрей пребывает в сомнениях, он не хочет рисовать “Страшный суд”, дабы не держать прихожан в страхе перед Богом. Владимирского архиерея не устраивает простой работы, он гневается на монахов и велит закончить работу до осени. Также архиерей отправляет гонца с жалобой Великому Князю в Москву. Андрей и Даниил в поле обсуждают детали работы. Андрею противно писать Великий суд. Противно пугать людей. Даниил говорит Рублеву, что поздно отказываться от работы. В Храме Рублев перед помощниками признается, что лучше вообще не писать Страшный суд. Тогда Фома покидает Рублева. Помощнику предложили написать Страшный суд в маленькой церкви.

Андрей произносит монолог о любви. В этот момент в него брызгает молоком княжна — дочь Великого князя. Рублев вместе с князем осматривает новые царские палаты, изготовленные резчиками по камню. Глава царской стражи — Степан — советует Князю приказать мастерам переделать все. Резчики отказываются, так как сделали качественную работу. К тому же резчиков ждет новый заказ в Звенигороде, у брата Великого князя. Князь Звенигорода, Юрий, предлагает лучшие условия труда, платит больше и камень для его хором привезли качественней. Василий Второй и Юрий враждуют между собой за титул Великого князя. Василий отпускает мастеров в Звенигород. Перед дорогой мастера обедают вместе с Андреем и Даниилом. В лесу мастеров настигают стражники князя. Они нападают на них, избивают и вырезают резчикам глаза, чтобы не повторили работу в Звенигороде. Спасается только молодой Сергей. Он возвращается обратно во Владимир. Рублев, узнав, что Великий князь ослепил его друзей, пребывает в горе. В отчаянии Андрей обливает белые стены храма черной краской. Данила просит Сергея прочитать случайную главу из Библии. Мальчик читает часть о женщине. В этот момент в храм заходит юродивая — Дурочка. Тогда Рублеву приходит мысль писать праздник.

“Набег 1408 г.”. Великий князь Василий ведет войну с Литвой. Уведя войско на Запад, князь оставил южные земли без должной защиты. Этим воспользовался брат Василия — Юрий. Сговорившись с Золотой ордой, Князь Звенигорода вместе татарами устраивает набег на Русь. Юрий встречается с темником орды Эдигеем под Владимиром. Объединив силы, союзники атакуют пустой Владимир. Эдигей рассказывает, как по пути не удержался и разграбил маленький город. Параллельно идут воспоминания Юрия о встрече с Василием. Зимой братьев вызывал к себе митрополит, заставлял целовать крест в знак вечного мира. Воспоминания прерываются боем. Конница прорывается за стены города и начинает резню. Князь Юрий зарубает саблей Сергея — ученика Рублева. Захватчики поджигают избы, и город окутывает пламя. В хозяйстве старушки огонь перекинулся на корову, и та сгорает заживо. Хозяйка пытается потушить огонь на животном, но татарин пронзает женщину копьем. Фома чудом спасается и убегает из города. Отдельно показана лошадь, упавшая со стены. От падения она ломает ноги и не может стоять. Кто-то из воинов вонзает животному копье в шею. Жители города, кто успел, укрылись в соборе, в нем же находится Рублев. Остальных горожан насилуют и убивают. Ворота собора таранят, люди из последней надежды молятся господу. Враги прорываются внутрь и устраивают расправу. Войны Звенигорода и татары забивают мужчин, а женщин перед смертью насилуют. Звенигородец пытается изнасиловать Дурочку. Рублев спасает ее, разрубив голову насильника топором. Татары пытаются выпытать из владимирского священника церковное золото. Он не рассказывает. Тогда мужчине заливают в рот жидкий металл из расплавленного распятия и привязывают к лошади, пуская ее скакать вокруг полыхающего города. С куполов собора обрывают золото. Фома, выбравшийся за стену, погибает от стрелы монгола. Рублев и Дурочка сидят в полуразрушенном соборе, вокруг них изрезанные трупы. Андрею мерещится дух мертвого Феофана Грека. Рублев оплакивает зло людское и раскаивается в убийстве человека. Андрей больше не будет писать и в искупление грехов примет обет молчания.

“Молчание 1412г.” Рублев с Дурочкой возвращаются в Андроников монастырь. Иконописец молчит с событий предыдущей новеллы. В монастырь под видом старика возвращается Кирилл. Он просит прощения у Владыки и разрешения остаться в монастыре. Владыка разрешает остаться при условии, что тот перепишет священное писание 15 раз. В монастыре проездом останавливается группа татар. Воины насмехаются над Дурочкой и играют с ней. В итоге татарин решает взять ее с собой в Орду и сделать восьмой женой. Андрей пытается оставить Дурочку в монастыре, но она отталкивает монаха и уезжает с ордынцами. Кирилл впервые заговаривает с Рублевым, но тот уходит от него.

“Колокол 1423 г.” — финальная новелла. Бориска — сын литейщика в вымершей от язвы деревне. Его семья мертва. В Суздале, разрушенном после нашествия татар, Великий князь желает отлить колокол. Так как все мастера в округе вымерли, он отправляет людей на поиск литейщика. Бориска, воспользовавшись возможностью спасти себе жизнь, врет стражникам князя о секрете меди. Якобы отец передал его перед смертью. Бориску берут в Суздаль и предоставляют бригаду рабочих. Команда изготавливает форму для колокола, молодой парень находит подходящую глину. На стройке Бориске периодически приходится конфликтовать с рабочими, ибо мужики не видят в нем авторитета. Однако, он постепенно добивается уважения от коллектива, показывая характер и лидерские качества. За ходом стройки наблюдает Андрей Рублев. Там же присутствует Скоморох из первой новеллы. Скоморох узнает Андрея и в гневе бросается зарубить монаха топором. Скоморох считает, что Рублев сдал его стражникам 10 лет назад. За Андрея заступается Кирилл, и Скоморох отступает. Рабочие завершают обжег, форма из глины Бориски выдерживает. Кирилл сознается Андрею в зависти к его таланту. Скомороха стражникам сдал тоже Кирилл. Он пытается уговорить Рублева отказаться от обета молчания, продолжить творить и уйти в Троицкий монастырь. Андрей никак не реагирует на слова Кирилла. Тем временем колокол освящают священнослужители. На событие приехал Великий князь Юрий с иностранными послами. Колокол звонит, и для людей наступает великий праздник. Андрей в толпе видит Дурочку с конем и мальчиком. Бориска падает на землю в слезах. Рублев успокаивает парня и прерывает молчание словами: “Вот пойдем мы с тобой вместе. Ты колокола лить, я иконы писать…”. В эпилоге демонстрируются величайшие иконы Андрея Рублева, дошедшие до наших дней.

www.ivi.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector