Медиа менеджер


Преподаватели и авторы курсов

Руководитель программы:

Мороз Оксана Владимировна, кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии и социальной коммуникации Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Director of Studies научного бюро цифровых гуманитарных исследований «CultLook»

 

О.В. Мороз, кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии и социальной коммуникации РАНХиГС, Director of Studies научного бюро цифровых гуманитарных исследований «CultLook» 

А.В. Фетисов, заместитель заведующего кафедрой политических и общественных коммуникаций Института общественных наук РАНХиГС 

М.С. Неклюдова, Doctor of Philosophy (Ph.D.), заведующая кафедрой культурологии и социальной коммуникации РАНХиГС 

А.В. Гискин, вице-президент Гильдии неигрового кино РФ, академик Академии российского телевидения 


Ю.А. Бурцев, телевизионный продюсер, режиссер 

Г.А. Кричевский, медиаменеджер, тележурналист, теле- и радиоведущий

М.Л. Поляков, медиаменеджер, журналист 

Е.А. Арье, магистр культурологии, главный редактор английской версии журнала Strelka Magazine, CEO научного бюро цифровых гуманитарных исследований «CultLook»

П.В. Колозариди, социолог, м.н.с. Научно-учебной лаборатории политических исследований Факультета социальных наук НИУ ВШЭ

О.А. Тимофеева, политолог, преподаватель Департамента медиа Факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ

Б. Стенверс, Директор Ассоциации музеев Амстердама SAM Foundation, директор Amsterdam Heritage Foundation 

Дж. Хинвес, руководитель программ Департамента искусства Факультета искусств, дизайна и социальных исследований Нортумбрийского университета 

Д. Латорре, старший советник Project for Public Spaces, Inc. (программа Digital Placemaking), основатель проекта The Wise City 

Петр Бочков (заместитель управляющего Hearst Shkulev Digital Regional Network), 

Полина Колозариди (кандидат социологических наук, преподаватель Департамента медиа Факультета медиа, коммуникаций и дизайна НИУ ВШЭ), 

Ольга Лукинова (MA in Cultural Management, руководитель отдела маркетинга и информационной политики МВШСЭН и Института общественных наук РАНХиГС), 


Роман Белякович (режиссер отдела телевизионного производства дирекции оформления эфира «Первого канала»)

Екатерина Арье (магистр культурологии, CEO Бюро цифровых гуманитарных исследований Cultlook)

ion.ranepa.ru

— Илья Вадимович, медиа-менеджер — это должность для журналиста или для управленца?

— Долгое время считалось, что хороший менеджер может управлять любым объектом, но медиа-менеджмент часто относят к отдельному роду занятий по причине существования ряда особенностей.

Во-первых, медиа-менеджер имеет дело с творческими работниками, к которым нельзя применить многие стандартные управленческие механизмы. Их не получается мотивировать тем же, что и обычных работников, происходящую в их голове работу невозможно, как учат классики менеджмента, автоматизировать и разложить на некие наблюдаемые, протоколируемые и контролируемые управленцем действия. Это в первую очередь бросается в глаза всем впервые попавшим в медиа-среду — так, один «обычный» менеджер удивлялся, что его подчиненные, на первый взгляд, бездельничали — обсуждали что-то в курилке, болтали по телефону, сидели в Интернете, но в конце дня каким-то загадочным образом новый выпуск газеты был готов.


Вторая причина в том, что медиа-менеджмент требует максимально оперативной адаптации к технологическим инновациям. Нужно уметь очень чутко реагировать на изменения внешней среды. Например, с недавних пор значительно увеличился объем не только текстового, но и видео-контента, потребляемого аудиторией через мобильные устройства, следовательно, доля нетекстового контента в приложениях должна быть увеличена.

Исходя из этого медиа-менеджер, как мне представляется, — это, прежде всего, работник творческий, понимающий специфику творческого процесса, разбирающийся в формах и жанрах контента, в возможных платформах представления продукции ее потребителям. Он должен понимать специфику аудитории, с которой работает, уметь создавать что-то новое для внешней среды. Все это гуманитарные аспекты, в которых классический менеджер, зачастую ориентированный на точные схемы, часто в полной мере разобраться не может.

— Каково распределение обязанностей между собственно управленцами и редакционными отделами в медиа-структурах? Ведь порой они выполняют схожие функции. Например, должен ли разбираться в особенностях творческого процесса коммерческий директор глянцевого журнала?

— Есть различные категории медиа-менеджеров.

Коммерческий директор компании «не встроен» непосредственно в редакционный процесс, поскольку он занимается составлением рекламных бюджетов, разработкой выгодных предложений для рекламодателей, руководит прочей экономической деятельностью.


м не менее он тоже должен разбираться в творчестве, равно как и руководитель высшего звена, занимающиеся разработкой стратегии развития, но непосредственно с творческими коллективами не взаимодействующий. Программный директор еще ближе к творческим работникам — поскольку он верстает сетку вещания, ориентируясь на аудиторию и стараясь её максимизировать, это требует определенного творческого мышления.

Помимо этого, есть и достаточно широкая категория работников, пришедших в медиа-менеджмент из творческой среды — журналисты, режиссеры, постановщики, которые выполняют функцию непосредственных организаторов творческого процесса, находясь на стыке «чистого креатива» с одной стороны и определенных сроков, форматов, рамок и дедлайнов – с другой.

— Стало ли сложнее оценивать успешность функционирования производителя медиа-контента в связи с радикальным изменением медиа-рынка? Ведь привычные критерии оценки вроде распроданного тиража газеты постепенно уходят в прошлое.

— Конечно, это вызвало определенные сложности, но зато стало гораздо легче отслеживать аудиторию. Раньше, чтобы оценить реальную продаваемость тиража, нужно было проводить дополнительные выборочные исследования, теперь же с помощью специальных компьютерных программ, использующих сложные алгоритмы (например, той, что недавно была представлена Google Statistics), мы в режиме реального времени на основе поисковых запросов можем получать информацию о медиа-потреблении.


о касается кабельного спутникового телевидения — то там этот процесс полностью автоматизирован, оператор всегда знает, кто, где и что смотрит. Кроме того, сам процесс потребления медиа-продукта стал интерактивнее, люди хотят участвовать в обсуждениях, а не просто пассивно получать информацию.

— Каковы основные направления деятельности медиа-менеджеров, сильно ли они варьируются в зависимости от типа медиа?

— Это, прежде всего, стратегический менеджмент: изучение аудитории, планирование, брендовая и маркетинговая стратегии на рынке и т.д. Есть определенная специфика работы в различных областях медиа. Так, телевидение является потоковым видом медиа – следовательно, необходимо заниматься программированием сеток вещания, по-другому взаимодействовать с рекламодателями… Но в целом у радио, телевидения, печатных СМИ и Интернет-медиа в значительной степени схожая специфика, поэтому грамотный медиа-менеджер может без особых сложностей руководить различными видами медиа.

— Что, на ваш взгляд, является критерием оценки успешности работы медиа-менеджера?

— Безусловно, я мог бы цинично ответить, что таковыми является размер аудитории того или иного медиа, но это очень упрощенная трактовка, потому что тогда менеджеры, производящие самый низменный массовый контент, считались бы самыми эффективными, а на самом деле это не так.


этому, на мой взгляд, успешным можно назвать производство высококачественного контента, который привлекает не просто абы какую, а именно необходимую менеджеру целевую аудиторию и дает этой аудитории ощущение принадлежности к определенному клубу или социальной группе. То есть когда имеет место не просто моментальная «зацепка» читателя или зрителя за счет использования «жареного контента», а создание определенного ареола вокруг медиа, нужно, чтобы человеку хотелось не просто получить информацию по конкретным сюжетам, а именно прочитать саму газету. Эту позицию, например, активно эксплуатирует журнал «Сноб» (хотя, безусловно, экономические показатели данного проекта весьма спорные).

— Насколько велик спрос на медиа-менеджеров и конкуренция на рынке труда? На что может рассчитывать выпускник университета с соответствующим дипломом?

— Конечно, сразу по окончании профессионального обучения пост генерального директора никто вам не предложит, но к нам на магистерскую программу поступает множество уже работающих журналистов, многие из них благодаря полученным навыкам становятся заведующими отделами, а дальнейшее продвижение по карьерной лестнице зависит от успеха конкретных проектов.


А спрос, безусловно, есть, ведь медиа в наши дни — это очень широкая сфера, включающая в себя не только телевидение, радио и печатные СМИ, но и создание, скажем, виртуальных визитов в музеи, мультимедийных приложений и игр – почти всего, что предполагает организацию труда творческих людей. Новое медиа сегодня может организовать каждый, создав страницу в Интернете или сделав приложение для мобильных устройств, так что спрос на грамотных медиа-менеджеров сейчас очень велик.

Беседовала Мария Глазырина

 

ecsocman.hse.ru

1. Менеджмент (управление) – это наука увязывать все между собой, устранять противоречия, выстраивать линейные решения из самых разных компонентов (Иваницкий). Совокупность форм и методов управления предприятием, производством и персоналом фирмы с использованием современных достижений науки управления. Способствует оптимизации производства, сбыта и обращения, повышает результативность экономики, культуру и качество бизнеса (словарь). Медиаменеджмент — менеджмент СМИ как комплексная сфера, включающая в себя процесс принятия решений на макро- и микроэкономическом уровне для обеспечения эффективного функционирования СМИ одновременно и как экономического, и как социального институтов, а также для эффективного функционирования отдельных фирм. Макроуровень: управление СМИ как социальной системой.


едполагает деятельность людей, принимающих решения, по достижению желаемого результата деятельности СМИ. Используемые инструменты – это преимущественно законодательная деятельность, включающая законы о свободе слова, антимонопольное регулирование, регулирование доступа к информации и формы выборочной экономической поддержки СМИ. Основная цель такого управления – формирование рамок для информационных потоков внутри общества, встраивающее СМИ как индустрию содержания в систему институтов национального государства. Микроуровень: управление предприятиями СМИ. Управление производством с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли.

Отрасль экономики — совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции, технологий и удовлетворяемых потребностей.

Медиаотрасль – СМИ как отдельная отрасль рыночного хозяйства. Медиаменеджер – менеджер СМИ. Поставлен перед необходимостью постоянно изучать аудиторию. Только предлагая рекламодателям точные и конкретные данные о демографических и потребительских характеристиках своей аудитории, СМИ могут надеяться на экономический успех. Таким образом, цель менеджмента в медиакомпаниях двояка: удовлетворить аудиторию и рекламодателей. Медиаменеджеры должны уметь справляться с такими управленческими задачами, как анализ проблем (определение трудностей до того момента, как они заявят о себе) и принятие решений (накопление необходимой информации, обмен мнениями и разработка плана/стратегии действий).


ль медиаменеджеров как конструкторов контента (контент —содержание средств массовой информации, представленное в различных медиаформах, жанрах и распространяемое как по каналам СМИ (печатная пресса, электронные медиа), так и на индивидуальных носителях (аудио- и видеокассеты, компакт-диски).СМИ становится особенно очевидной в условиях цифровой революции. Последняя приводит к резкому увеличению числа медиаканалов, позволяющих прицельно обслуживать целевые аудитории. Роль СМИ сводится не столько к производству контента, который в условиях развитых медиарынков существует и вне традиционных медиаканалов, сколько к его «переупаковке», что превращается в основную функцию медиаменеджеров.

2. Возникновение медиаменеджмента в России: первые теоретические труды, учебные курсы, программы, первые успешные медиапроекты в условиях рынка.

studopedia.ru

Социальные сети и готовые технологические решения, которыми легко пользоваться, привели к перенасыщенности медиарынка специалистами, неспособными качественно пользоваться доступными ныне инструментами. В рамках спецпроекта Masters of Future совместно с IE Business School T&P поговорили с Брайаном Хеллеттом, фотографом, режиссером и преподавателем магистерской программы по визуальным и цифровым медиа и MBA, о компетенциях и задачах современного медиаменеджера, «инстаграм-ментальности», правильной работе с брендами и о том, как не позволить технологиям ограничивать свой творческий рост.


— Над каким проектом вы сейчас работаете?

— Проект называется Endomingados (исп. — «разодетый», «наряженный»). Это попытка переосмыслить процесс фотосъемки через старинные черно-белые фотографии, которые хранятся в наших семьях. Тогда люди по-другому относились к фотографии, ведь они не могли каждый день делать сотню снимков на свой смартфон. Помните, во времена наших дедушек и бабушек было принято готовиться к фотосъемке: они надевали свои лучшие платья и костюмы, женщины делали красивые прически, детям специально для этого случая покупали обновки. Я стараюсь возродить эту традицию: приглашаю гостей к себе в студию и заранее прошу их надеть их самый любимый праздничный наряд.

— Какова цель вашей учебной программы и в чем заключается основная задача эксперта по визуальным и цифровым медиа? Чему студенты хотят научиться, поступая на этот курс?

— Я преподаю не только на курсе по визуальным и цифровым медиа, но и на программе MBA. Моя основная цель — научить студентов понимать язык визуальных образов. Я хочу, чтобы они привыкли создавать образы прежде всего в своем сознании, а уже потом пытались передать суть своих идей другим людям с помощью слов. Воплощение изображения в жизнь, то есть создание иллюстрации, фото- или видеосъемка — это уже финальный этап. Но в первую очередь я учу студентов пользоваться воображением, а не технологиями.

Также одна из ключевых целей нашей программы — объяснить студентам, как создавать изображения, которые смогут выразить идею бренда и станут эффективным инструментом визуальной коммуникации. Каждый бренд имеет свои индивидуальные особенности, поэтому то, что сработало для одного проморолика, совсем необязательно сработает для другого. Как же научиться создавать изображения, которые помогут визуально выразить сущность бренда и при этом будут оригинальными и интересными для аудитории? Вот основной вопрос, на который мы со студентами пытаемся ответить вместе.

— Насколько сегодня такие специалисты востребованы на рынке? Разве рынок не перенасыщен дизайнерами, арт-директорами и медиаменеджерами?

— В этой сфере сегодня работает слишком много людей, у которых нет тех навыков, которые мы пытаемся привить своим студентам во время обучения. Мало кто из моих клиентов может выразить свою идею через изображение, и практически никто из них не способен составить четкий оригинальный бриф или хотя бы говорить на понятном для режиссера или фотографа языке. И вот что мы получаем в результате: на рынке труда есть множество специалистов, у которых есть работа, но нет навыков и способностей, чтобы делать ее хорошо. Именно поэтому сегодня мир переполнен множеством изображений — необязательно плохих, но неспособных выразить суть бренда и донести до потребителя информации его посыл.

— Каких знаний и умений, по-вашему, не хватает современным специалистам, работающим в области медиа и визуальных коммуникаций?

— Я думаю, что мы слишком полагаемся на технологии и тем самым искусственно тормозим наше творческое развитие. Вместо того чтобы придумать идею и детально проработать ее в своем воображении, а уже после попытаться понять, как воплотить ее в жизнь, мы думаем только о том, на что мы способны сию секунду. Мы думаем, что нас ограничивают технические возможности, хотя на самом деле это наше нежелание использовать креативное мышление и фантазию, которые помогают нам довести первоначальную идею до ума.

Вместо этого мы садимся за ноутбук и начинаем обрабатывать фотографии и редактировать видео, даже не зная, что мы хотим получить в итоге. Это то, что я называю «инстаграм-ментальностью». Мы блокируем в себе творческие порывы, потому что всегда идем по одному и тому же привычному маршруту: «Я что-нибудь сфотографирую, обрежу изображение, чтобы оно было квадратным, и использую один из 14 фильтров, потому что никаких других творческих инструментов у меня нет».

— Нужны ли будут такие специалисты через пять-десять лет? Ведь появляется все больше сервисов, которые помогают упростить работу с текстом и визуальными данными: Tilda, Exposure, Medium.

— Мы все превратились в создателей и распространителей контента. Благодаря быстрому развитию технологий мы можем снимать Full HD ролики и делать фотографии с высоким разрешением с помощью обычного смартфона, а потом редактировать их с помощью чудесных приложений с дружелюбным интерфейсом.

К сожалению, этот факт вовсе не превращает нас в талантливых профессионалов, он всего лишь делает нас тем, кем мы и являемся, — создателями обычного, ничем не примечательного контента. Кисточки и краски были придуманы больше тысячи лет назад, но, насколько я помню, существовал лишь один Рембрандт. Не стоит обманывать себя: да, контента становится все больше, но его качество не улучшается.

— Как вы думаете, будет ли эта профессия меняться с годами? На что уже сейчас нужно обратить внимание молодым специалистам или тем, кто только выбирает эту сферу деятельности?

— Аутентичность сегодня определяет все. Люди не хотят иметь дело с навязчивым маркетингом, они его отвергают. Мы готовы воспринимать только тот контент, который вызывает у нас личные чувства, именно поэтому сегодня создается так много рекламы, в которой на первый план выходят содержание и идея, а не рекламируемый товар.

Технологии, к которым у нас есть доступ, позволяют создавать уникальный брендированный контент, который дарит нам ощущение, что мы действительно переживаем удивительные мгновения, а не смотрим заранее срежиссированную постановку. Мы воспринимаем создателя контента как полноправного участника этого действия и отождествляем себя с ним, он перестает быть сторонним наблюдателем.

— Какими практическими навыками и теоретическими знаниями должны обладать ваши выпускники? Какое значение сегодня имеет теория для этой практической профессии?

— Как я уже упоминал выше, все студенты на моем курсе учатся создавать изображения, но они начинают создавать их еще в своей голове. Можно сказать, что мы работаем в обратном направлении: вместо того чтобы дать им камеру и научить ею пользоваться, я учу их пользоваться своей фантазией. Конечно, мы изучаем понятия света, композиции и ракурса, но сначала мы просто смотрим на чужие фотографии, делимся идеями друг с другом и учимся выражать их с помощью слов. Только после этого студенты берут в руки камеру и создают изображение, которое уже сформировалось у них в голове. Я учу своих студентов воспринимать фотоаппарат лишь как инструмент, который позволяет воплощать фантазии в жизнь.

Очень важно понимать, что технологии дают нам возможности, но они также и ограничивают нас. Скажем, если вы работаете в качестве проджект-менеджера какого-либо визуального проекта, вам недостаточно уметь работать с технологиями. Чтобы придумать интересную концепцию, нужно уметь выражать свои идеи, воспринимать идеи других людей и знать, как эффективно взаимодействовать со всеми участниками процесса.

— Ваш выпускник одновременно должен быть и художником, и журналистом, и менеджером. Означает ли это, что он может сделать готовый медиапродукт в одиночку, без собственной команды?

— Я не могу с этим согласиться. Конечно, есть люди, которые делают все сами от начала до конца, но я не считаю, что это правильно или эффективно. Идея заключается в том, чтобы хорошо понимать все этапы создания фильма или фотографии от начала до конца, но совсем необязательно делать все самому на каждом этапе. Есть продюсеры, которые знают, как записывать звук, и знают, что делает его хорошим, но при этом они не являются звукооператорами и понимают, почему видеосъемка не может обойтись без хорошего звуковика. Если вы постоянно пытаетесь урезать бюджет и команду, это непременно негативно скажется на результате.

— Каким опытом, навыками и личными качествами должны обладать студенты, поступающие к вам на программу? Как вы успеваете научить их фотографировать, снимать и рисовать всего за десять месяцев?

— Как правило, к нам приходят учиться профессионалы, которые уже работают и совмещают обучение с профессиональной деятельностью. Дни занятий часто совпадают с моими съемками, поэтому мы со студентами стараемся объединить теорию и практику. Процесс обучения построен следующим образом: студенты сосредотачиваются на какой-либо идее, детализируют ее, делают практическое задание, а после пытаются понять, что они узнали и какие навыки приобрели в процессе работы над конкретным заданием. Все практические задания напрямую связаны с конкретными целями обучения и от начала до конца основаны на творческих методах, которые я использую каждый день.

Чтобы поступить на программу по визуальным и цифровым медиа, нужно очень сильно хотеть чему-то научиться и уметь рисковать. Что я имею в виду? Риск очень важен для творческой работы, рисковать — это значит каждый раз пытаться создать что-то новое, действовать не по шаблону, даже если результат получится неудовлетворительным и ваш метод не сработает. Меня не вдохновляют те студенты, которые просто выполняют задание, а не пытаются придумать что-нибудь интересное и необыкновенное. Вот примеры двух абсолютно разных учебных видеороликов, которые вдохновляют меня. Это идеальный образец того, как студенты не боятся рисковать и добиваются успеха. Я попросил студентов создать видео, основанное на поэме Лэнг Лив «Четыре тысячи миль», и вот что у них вышло.

«IE Business School в этом году начала разворачивать свою деятельность в Минске. Так я, например, попала на IE Venture Days, где лично познакомилась с некоторыми преподавателями и координаторами. В то время я активно подыскивала себе европейский Master’s в сфере медиа. Я сравнила кучу схожих программ и убедилась со временем, что IE предлагает самый оптимальный набор курсов с сильным практическим уклоном. А бонусом служит отличная стартаперская инфраструктура внутри университета. Не последнюю роль сыграл рейтинг школы.

Когда я сюда ехала, я рассчитывала на довольно расслабленный темп. Думала: я же делаю свое медиа, вроде понимаю, как что устроено. Но мои ожидания не оправдались. У меня никогда не было такой бешеной нагрузки. Это какая-то фабрика по производству сверхлюдей: никакой личной жизни, только хардкор-учеба, дедлайны, исследования и проекты. У нас в группе собрались люди с очень разным бэкграундом. Многие делают career shift, то есть работали себе финансистами лет семь, а потом им резко захотелось креативно начать все с нуля. Пожалуй, единственное, что всех объединяет, — мотивация и хороший уровень английского (без него вас сюда просто не примут). Испанский знать необязательно, но, как показывает опыт, крайне желательно, иначе ваша социализация будет местами буксовать. Надо отметить, что наша программа — Visual & Digital Media — самая сумасшедшая во всей школе. У нас в классе постоянно происходят странные вещи: либо выключен свет, либо стоит дикий хохот, либо мы устраиваем галерею прямо в коридоре, развешивая интернет-мемы собственного производства. Я читаю на лицах остальных учащихся нескрываемую зависть. Атмосфера крутая, без сомнения.

Я еще не решила, чем займусь после окончания школы. Наиболее вероятный сценарий развития событий — новый стартап в рамках местного инкубатора. Еще в Мадриде относительно недавно открылся Google Campus, который тоже предлагает массу разнообразных возможностей. Они сейчас активно ищут новых резидентов. Я периодически туда хожу и пропитываюсь атмосферой. А вообще я здесь не так давно, у меня есть еще время подумать. Мадрид — прекрасный город, так что если у вас есть идеи, нужные знания и вы хотите изобрести что-то новое в сфере медиа и рекламы, пишите мне на dm@kyky.org. Я сейчас как раз на низком старте.

Все предметы здесь интересные и полезные. Проблема в том, что на каждом курсе из тебя пытаются сделать профессионала каждого конкретного курса, требуют много, и ты просто не знаешь, за что хвататься. Так что ключевой навык здесь — это тайм-менеджмент, который здесь не преподают, но деваться тебе некуда — приходится осваивать его на ходу. Здесь буквально все курсы практические. Скажем, финальный групповой проект — подготовить концепцию стартапа по запросу инвестора (якобы инвестора, в роли которого выступает преподаватель) и публично ее запитчить в конце семестра. Особенность нашей программы заключается в том, что мы должны это еще и профессионально оформить в визуальном плане.

Перед отъездом я передала коллегам все свои основные задачи. Если у кого-то есть иллюзии по поводу того, что здесь получится совмещать учебу и работу, просто забудьте. Пострадает и то и другое. Но в то же время я чувствую, как мое сознание растягивается: требования к самой себе, к окружающим, к глубине исследования и визуальной репрезентации вырастают до небес.

Пока сложно сказать, помогает ли мне это в работе. Из-за огромной нагрузки в школе я сейчас редко общаюсь со своей командой, но мне кажется, что после окончания программы я буду способна сделать вообще все: от верстки сайта до презентации проекта международным инвесторам».

Рекомендованная учебная программа: Master in Visual and Digital Media

Магистерская программа по визуальным и цифровым медиа совмещает творческие практики и управление медиа с точки зрения бизнеса. Выпускники курса могут придумывать, реализовывать, развивать, управлять и оценивать деятельность любых типов визуальных и цифровых медиа-проектов. На каждом из трех этапов обучения студенты создают проекты, на примере которых учатся всем циклам работы: от описания концепции до взаимодействия с клиентами. Итоговая работа курса — это командный творческий стартап, созданный под руководством профессоров и практиков индустрии.

future.theoryandpractice.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.