Как собрать кубик


    1. Настоящие Правила регламентируют отношения между ЗАО «Аргументы и Факты» (далее Издание) и лицом (далее - Пользователь), предоставившим изданию фото, видео материалы (далее – Материалы).  2. Передача Материалов Изданию и размещение их на сайте aif.ru (далее - Сайт) становится возможным для Пользователя после выражения согласия с условиями настоящих Правил и заполнения пунктов в специальной форме.  3. Предоставляя экземпляры Материалов Изданию, каждый Пользователь тем самым:  1. гарантирует, что является автором Материалов и обладателем исключительного права на них, подтверждает, что права на использование Материалов, включая права на воспроизведение, распространение, публичный показ, трансляцию на страницах Издания в социальных сетях, сообщение в эфир и по кабелю, доведение до всеобщего сведения, не переданы третьим лицам.  2. дает полное и безотзывное согласие на размещение Материалов на Сайте;  3. соглашается с тем, что он несет полную ответственность в отношении Материалов, размещенных на Сайте;  4.  

казывается от любых видов авторского вознаграждения за использование Материалов Изданием в соответствии с настоящими Правилами. 4. Пользователь несет ответственность, предусмотренную российским законодательством, за нарушение интеллектуальных прав третьих лиц. 5. Пользователь подтверждает свое согласие на обработку предоставленных Изданием его персональных данных. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Издание гарантирует конфиденциальность информации, указанной Пользователем. Указанная информация не подлежит разглашению третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. 6. В случае предъявления третьими лицами любых претензий к Изданию, связанных с размещением на Сайте Материалов, а также с использованием Изданием Материалов, предоставленных в соответствии с настоящими Правилами, Пользователь обязуется своими силами и за свой счет урегулировать указанные претензии с третьими лицами, а Издание оставляет за собой право изъять Материалы из свободного доступа до такого урегулирования. 7. Издание не несет ответственность за содержание Материалов и за соответствие их требованиям законодательства Российской Федерации, за нарушение авторских прав, использование товарных знаков, наименований фирм и их логотипов, а также за возможные нарушения прав третьих лиц в связи с размещением Материалов на Сайте.

8. Материалы не должны содержать никаких незаконных элементов, способствовать разжиганию религиозной, расовой или межнациональной розни, содержать сцены насилия, либо бесчеловечного обращения с животными, носить непристойный или оскорбительный характер, содержать рекламу наркотических средств, нарушать права несовершеннолетних лиц, носить порнографический характер, содержать коммерческую рекламу в любом виде, а также наносить ущерб чести, достоинству и деловой репутации третьих лиц. 9. При размещении Материалов Издание указывает имя Пользователя, указанное Пользователем при предоставлении Материалов. 10. Издание вправе отказать в размещении Материалов без объяснения причин отказа, а также удалить Материалы по своему усмотрению, если их содержание противоречит нормам этики и морали, не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и противоречит требованиям настоящих Правил. 11. Издание не несет ответственность за полную или частичную утрату Материалов, предоставленных Пользователем. 12. Настоящие Правила могут быть изменены Изданием в одностороннем порядке без специального уведомления Пользователя.

www.aif.ru

Обозначения сторон и язык вращений русскими буквами

Обозначения граней (сторон) кубика Рубика Прежде всего, договоримся о системе обозначений.


ани куба обозначаются буквами Ф, Т, П, Л, В, Н — начальными буквами слов фасад, тыл, правая, левая, верх, низ. Какую грань куба посчитать фасадной — синюю, зеленую и т. п. — зависит от Вас и от получившейся ситуации. В процессе сборки Вам придется несколько раз принимать за фасадную ту или иную грань, удобную для данного случая. Центральные кубики определяют цвет грани, то есть можно сказать, что даже в полностью перепутанном кубике центральные кубики уже подобраны и к каждому из них остается присоединить по 8 кубиков того же цвета. Центральные кубики обозначаются одной буквой: ф, т, п, л , в, н.

Реберные кубики (их 12 штук) принадлежат двум граням и обозначаются двумя буквами, например фп, пв, фн и т. д.

Угловые кубики — тремя буквами по наименованию граней, например, фпв, флн и т. д.

Прописными буквами Ф, Т, П, Л, В, Н обозначаются элементарные операции поворота соответствующей грани (слоя, ломтика) куба на 90° по часовой стрелке. Обозначения Ф’, Т’, П’, Л’, В’, Н’ соответствуют повороту граней на 90° против часовой стрелки. Обозначения Ф2, П2 и т. д. говорят о двойном повороте соответствующей грани (Ф2 = ФФ).

Буквой С обозначают поворот среднего слоя. Подстрочный индекс показывает, со стороны какой грани следует смотреть, чтобы проделать этот поворот.


пример СП — со стороны правой грани, СН — со стороны нижней, С’Л — со стороны левой, против часовой стрелки и т. д. Понятно, что СН=С’В, СП=С’Л и т. п. Буква О — поворот (оборот) всего куба вокруг своей оси. ОФ — со стороны фасадной грани по часовой стрелке и т. д.

Запись процесса (Ф’ П’) Н2 (ПФ) означает: повернуть фасадную грань против часовой стрелки на 90°, то же — правую грань, повернуть нижнюю грань дважды (то есть на 180°), повернуть правую грань на 90° по часовой стрелке, повернуть фасадную грань на 90° по часовой стрелке.

Язык вращений. Буквенные обозначения поворотов кубика Рубика.

Наряду с буквенной записью процессов применяется и матричная форма записи, где элементарные операции изображаются рисунком фасадной грани с соответствующими стрелками, обозначающими направления поворотов соответствующей грани.

Существует также и международная система обозначений. О ней читайте на соответствующей странице раздела.

Теперь перейдем непосредственно к сборке куба. Есть несколько разных систем, но я приведу здесь схему послойной сборки, когда собирают сначала один слой, затем второй и, наконец, третий. Всего получается семь этапов. Эта схема не подойдёт для скоростной сборки кубика Рубика, а вот для освоения новичками — лучше и не найти, очень легка в освоении. Освоив ее и получив первоначальные навыки сборки кубика, Вы сможете приступить к изучению более скоростных алгоритмов.


Для каждого этапа дано краткое описание и дополнительное пояснение после звездочки (*). В принципе, достаточно только краткого описания, но дополнительные пояснения помогают понять суть той или иной формулы.

Крест первого слоя.

Правильный крест первого слоя. Нужный кубик опускается вниз поворотом соответствующей боковой грани (П, Т, Л) и выводится на фасадную грань операцией Н, Н’ или Н2. Заканчивается операция выведения зеркальным поворотом (обратным) той же боковой грани, восстанавливающим первоначальное положение затронутого реберного кубика верхнего слоя. После этого проводится операция а) или б) первого этапа. В случае а) кубик вышел на фасадную грань так, что цвет его передней грани совпадает с цветом фасада. В случае б) кубик надо не только переместить наверх, но и развернуть его, чтобы он был правильно сориентирован, став на свое место. На рисунках точками отмечено место, на которое должен встать нужный кубик, выведенный предварительно на фасад нижней грани. Результат: собран крест верхней грани.

Расстановка угловых кубиков первого слоя.


Правильная расстановка угловых кубиков первого слоя.

Сборка первого слоя. Кубик Рубика 3х3х3. Отыскивается нужный угловой кубик (имеющий цвета граней Ф, В, Л) и тем же приемом, который описан для первого этапа, выводится в левый угол избранной Вами фасадной грани. Здесь могут быть три случая ориентации этого кубика. Сравните свой случай с рисунком и примените одну из операций второго этапа а, б или в. Точками отмечено место, на которое должен стать нужный Вам кубик. Отыщите на кубе остальные три угловых кубика и повторите описанный прием для перемещения их на свои места верхней грани. Результат: верхний слой подобран. Первые два этапа почти ни у кого не вызывают затруднений: довольно легко можно следить за своими действиями, так как все внимание обращено на один слой, а что делается в двух оставшихся — совсем неважно.

*Можно было бы так подробно не расписывать сборку первого слоя, но даже здесь иногда не все понимают разницу между «слоем» и «стороной», собирая сторону одного цвета, но не учитывая расположения кубиков относительно цветов соседних сторон. То есть, если кубик желто-красно-синий, то и установлен он должен быть на угол, в котором сходятся синяя, красная и желтая стороны (центральные кубики — красный, желтый, синий). Ну и ориентировать правильно его нужно сразу. А так, на первых двух этапах можно собрать первый слой интуитивно.

Второй слой. (Пояс.)


Сборка второго (среднего) слоя кубика Рубика 3х3х3. Здесь, как Вы видите, нужный кубик отыскивается и сначала выводится вниз на фасадную грань. Если он внизу — простым поворотом нижней грани до совпадения с цветом фасада, а если он в среднем поясе, то его нужно сначала опустить вниз любой из операций а) или б), а потом совместить по цвету с цветом фасадной грани и проделать операцию третьего этапа а) или б). Результат: собрано два слоя.

*Приведенные здесь формулы являются зеркальными в полном смысле этого слова. Наглядно увидеть это можно, если поставить справа или слева от кубика зеркало (ребром к себе) и проделать любую из формул, в зеркале Вы увидите вторую формулу. То есть, операции с фасадной, нижней, верхней (здесь не участвует), и тыльной (тоже не участвует) гранями меняют знак на противоположный (было — по часовой стрелке, стало — против часовой, и наоборот), а левая грань меняется с правой, и, соответственно, меняет направление поворота на противоположное. На приведенной схеме это можно увидеть в матричной записи (квадратики со стрелками), как бы перелистывая каждый квадратик, как лист книги.


На самом деле, обойтись можно только одной формулой (любой), когда я учился собирать кубик Рубика (лет 25 назад), именно так и делал. Я пользовался вторым вариантом формулы, только по-другому ориентировал куб. Кубик всегда перемещается по траектории, показанной на рисунке б). Но при выставлении кубика перед выполнением формулы не учитывается его ориентация, то есть он может не совпадать с цветом фасадной грани (перевернут). Если кубик был сориентирован правильно, как на рисунке б) , то формула выполняется 1 раз. Если же кубик изначально перевернут, тогда при выполнении формулы он встанет на свое место, но будет также перевернут. Еще раз выполняем ту же формулу, для того чтобы вывести этот кубик из среднего слоя на нижнюю грань. После чего еще раз выполняем ту же формулу, но уже с правильно ориентированным кубиком (цвет фасада совпадет с цветом кубика перед выполнением формулы).

Выбирайте, что Вам удобнее — запомнить только одну формулу и пользоваться ей, но в некоторых случаях трехкратно, или запомнить две зеркальные формулы. Как их запомнить, объясню на видео (добавлю позже).

Третий слой, крест.

Расстановка по местам реберных кубиков третьего слоя. К цели приводят операции, перемещающие бортовые кубики одной грани, не нарушающие в конечном счете порядка в собранных слоях.


ин из процессов, позволяющий подобрать все бортовые кубики грани, дан на рисунке. Там же показано и что происходит при этом с другими кубиками грани. Повторяя процесс, выбрав другую фасадную грань, можно поставить на место все четыре кубика. Результат: реберные кубики стоят на своих местах, но два из них, или даже все четыре, могут быть неверно ориентированы.

* Прежде чем приступить к выполнению этой формулы, посмотрите, какие кубики уже стоят на своих местах (могут быть неправильно ориентированы). Если ни одного или один, то попробуйте повернуть верхнюю грань так, чтобы два, находящиеся на двух соседних боковых гранях (фв+пв, пв+тв, тв+лв, лв+фв), встали на свои места, после этого сориентируйте куб так, как показано на рисунке, и выполните приведенную на этом этапе формулу.

Если у Вас не получается поворотом верхней грани совместить кубики, принадлежащие соседним граням, то проделайте формулу при любом положении кубиков верхней грани 1 раз и попробуйте ещё раз поворотом верхней грани поставить на свои места 2 кубика, находящиеся на двух соседних боковых гранях. Как легко запомнить эту формулу, расскажу и покажу на видео, которое добавлю позже.

Вместо приведённых здесь формул можно воспользоваться более короткими (по 6 ходов каждая).


лгоритм А7 перемещает 3 бортовых кубика по часовой стрелке, алгоритм А’7 — против часовой. Бортовой кубик левой грани (вл) при этом остаётся на месте. Ориентировать верхнюю грань в этом случае нужно следующим образом: поставить на своё место только один кубик, ни один(!) из трёх других, не должен находиться на своём месте. Если у Вас получается так, что на своём месте оказываются либо два противоположных кубика, либо ни одного, то проделайте любой из алгоритмов (А7 или А’7) при любом положении верхней грани, сориентируйте верхнюю грань ещё раз и примените один из алгоритмов (по ситуации).

Ориентирование (разворот) боковых кубиков третьего слоя.

Разворот на местах боковых кубиков третьего слоя.

Крест третьего слоя (грани). Кубик Рубика 3х3х3. Очень-очень простой, легко запоминающийся процесс, но именно здесь у некоторых людей возникают трудности. Тут следует учесть: разворачиваемый кубик должен быть на правой грани, на рисунке он помечен стрелками (кубик пв). На рисунках а, б, и в представлены возможные случаи расположения неверно ориентированных кубиков (помечены точками). Используя формулу в случае а), потребуется выполнить промежуточный поворот В’, чтобы вывести второй кубик на правую грань, и завершающий поворот В, который вернёт верхнюю грань в исходное положение, в случае б) промежуточный поворот В2 и завершающий тоже В2, а в случае в) промежуточный поворот В нужно выполнять три раза, после переворота каждого кубика и завершить также поворотом В. Вообще, для случая в) Существует и более короткая формула, но об этом в статье, посвященной алгоритмам сборки для частных случаев расположения кубиков третьего слоя.

Многих смущает то, что после первой части процесса (ПСН)4 нужный кубик разворачивается как надо, но порядок в собранных слоях нарушается. Это сбивает с толку и некоторых заставляет бросить на полпути почти собранный куб. Выполнив промежуточный поворот, не обращая внимания на «поломку» нижних слоев, проделайте операции (ПСН)4 со вторым кубиком (вторая часть процесса), и все станет на свои места. Результат: собран крест.

*Если проделать операцию (ПСН)4 два раза подряд: (ПСН)4(ПСН)4(не вращая верхнюю грань), то весь куб вернется в то же состояние, которое было перед началом выполнения данного алгоритма. При этом кубик пв перевернется на 180° после первой части этого двойного процесса, и еще на 180° — после второй части. То есть, весь куб возвращается в исходное состояние через кратное двум число раз применения алгоритма (ПСН)4 (2,4,8…), а кубик пв переворачивается на 180° после каждого применения алгоритма (ПСН)4.

Значит, если после первой части этого двойного процесса поворотом верхней грани подвести другой кубик на место кубика пв, то, после выполнения второй части процесса и возвращения верхней грани в исходное состояние, будут перевернуты на 180° два кубика, а весь куб придет в состояние, предшествующее началу выполнения данного алгоритма.

3 слой, расстановка угловых кубиков.

Расстановка угловых кубиков третьего слоя по местам. Углы последней грани можно поставить на свои места используя 8-ходовый процесс, удобный для запоминания,— прямой, переставляющий три угловых кубика в направлении по часовой стрелке, и обратный, переставляющий три кубика в направлении против часовой стрелки.

После пятого этапа, как правило, хотя бы один кубик да сядет на свое место, пусть и неправильно ориентированно. (Если после пятого этапа ни один из угловых кубиков не сел на своё место, то примените любой из двух процессов для любых трёх кубиков, после этого точно один кубик будет на своём месте.). Далее, поверните куб так, чтобы этот кубик оказался в левом дальнем углу, и примените один из процессов (прямой или обратный), в зависимости от ситуации. Позже, когда Вы освоите схему сборки кубика Рубика 3х3, Вы сможете пополнить свой арсенал формул для этого этапа. Они пригодятся, если перед началом шестого этапа ни один из угловых кубиков не находится на своём месте. В этом случае возможны два варианта. Либо все угловые кубики занимают диагонально противоположные углы, тогда можно применить алгоритм А1, либо угловые кубики находятся на противоположных сторонах попарно-параллельно, и тогда поможет алгоритм А9 или алгоритм А5. Результат: все угловые кубики заняли свои места, но два из них (а может, и четыре) могут быть ориентированы неправильно.

* Небольшое отступление, очередная пояснялка, так сказать. Что такое обратный процесс, и почему он так называется? А всё очень просто, это обратная последовательность действий прямого процесса, то есть, читаем формулу справа налево и меняем направление вращения на обратное (было — по часовой стрелке, стало — против часовой). Для формулы (П’Ф’Л’Ф)(ПФ’ЛФ) (здесь она условно называется прямым процессом) обратный процесс выглядит так: (Ф’Л’ФП’)(Ф’ЛФП).

Результатом обратного процесса будет прямая противоположность результату прямого процесса. В одном случае кубики перемещаются по часовой стрелке, в другом — против часовой. Так как у нас перемещаются 3 кубика, то, применив прямую формулу 3 раза подряд, мы приведём куб в то же состояние, которое было до этого (кубики станут на те же места с той же ориентацией). Это справедливо и для обратного процесса.

Если дважды проделать перестановку кубиков по часовой стрелке (прямой процесс), то получится тот же результат, как при перестановке кубиков против часовой стрелки один раз (обратный процесс). Так что, если Вы забудете один из этих процессов – не беда, можно пользоваться любым из них, применяя один или два раза. А вот как их легко запомнить, я покажу на видео, которое размещу позже.

Третий слой, ориентация (разворот) угловых кубиков.

Разворот угловых кубиков третьего слоя.

Разворот угловых кубиков третьего слоя. Формулы

Процесс тоже очень легко запомнить — это многократно повторяемая последовательность поворотов ПФ’П’Ф.

Поверните куб так, чтобы кубик, который вы хотите развернуть, был в правом верхнем углу фасада. 8-ходовый процесс (2X4хода) повернет его на 1/3 оборота по часовой стрелке. Если при этом кубик еще не сориентировался, повторите 8-ходовку еще раз (в формуле это отражено индексом «N»).

Не обращайте внимания на то, что нижние слои при этом придут в беспорядок: ситуация аналогична проделанной на пятом этапе с промежуточной операцией поворота верхней грани. Выполнение всего процесса автоматически приводит в порядок нарушенную гармонию.

На рисунке показаны четыре случая расположения неправильно ориентированных кубиков (они помечены точками). В случае а) требуется промежуточный поворот В и завершающий В’, в случае б) — промежуточный и завершающий поворот В2, в случае в) — поворот В выполняется после разворота каждого кубика до правильной ориентации, а завершающий В2, в случае г) — промежуточный поворот В также выполняется после разворота каждого кубика до правильной ориентации, и завершающим в этом случае тоже будет поворот В. Результат: последняя грань собрана.

*Если 8-ходовый процесс (ПФ’П’Ф)2 повторить 3 раза подряд, не делая промежуточных поворотов верхней грани, то переворачиваемый угловой кубик перевернется 3 раза на 1/3 оборота по часовой стрелке, то есть, совершит полный оборот, заняв то же положение, как перед выполнением формулы, и весь куб придёт в то же состояние, которое было до применения этого алгоритма. Обратный процесс (Ф’ПФП’)2 поворачивает угловой кубик вфп на 1/3 оборота против часовой стрелки. При повторении обратной 8 — ходовки 3 раза подряд, будет достигнут тот же результат, что и в первом случае.

Нетрудно догадаться, что, делая промежуточный поворот верхней грани между 8-ходовками, мы будем каждый раз переворачивать другой кубик. При этом весь куб будет приходить в гармонию после каждого цикла из 3-х 8-ходовок (как на 4 этапе, только там 2х8, а кубики боковые), но это верно, если непрерывно использовать только одну из формул. Если же их комбинировать, то на переворачивание 1 углового кубика потребуется не более одной 8 — ходовки, прямой или обратной, по ситуации, так как, 1 прямая 8 — ходовка приводит к тому же результату, что и 2 обратные 8 — ходовки (верно и обратное). В общем, ситуация в части соотношения прямой и обратной операций похожа на описанную на шестом этапе, только применительно к одному переворачиваемому кубику.

Как Вы понимаете, применив к одному кубику прямой алгоритм, обратным алгоритмом мы вернем все в прежнее состояние. Если при этом сделать между этими алгоритмами промежуточный поворот, то в результате окажутся перевернутыми 2 угловых кубика (один по часовой стрелке, второй — против), а весь куб снова придет в гармонию, которая была нарушена после применения прямой 8-ходовки.

Как было сказано ранее, на рисунке показаны четыре случая расположения неправильно ориентированных кубиков, но в каждом из них кубики могут быть повернуты по-разному. В случаях а) и б) один кубик повернут на 1/3 по часовой стрелке (любой из двух), второй — против часовой. В случае в) либо все 3 кубика повернуты на 1/3 по часовой стрелке, либо все против часовой. Случай г) — это 2 раза случай а) или б) (неважно), поэтому там 2 кубика будут повернуты на 1/3 по часовой стрелке, а 2 — против часовой. Если у Вас перевернут только один кубик — он просто неправильно установлен (над Вами кто-то подшутил).

Общий алгоритм на словах такой: Переворачиваем кубик вфп на 1/3 оборота по часовой стрелке прямой восьмиходовкой, либо против часовой — обратной; далее поворотом верхней грани подводим на место кубика вфп следующий кубик, который необходимо развернуть, и применяем к нему один из процессов (по ситуации); далее — следующий кубик, пока не перевернем все нужные нам кубики. Позже будет видео с пояснениями к этому этапу.

Собранный кубик Рубика 3х3х3. Все — куб собран, прыгайте, радуйтесь, хлопайте в ладошки! А потом можно опять разобрать (запутать)кубик Рубика и начать сначала ))).

Статья подготовлена с использованием материалов из журнала «Наука и жизнь», в частности №5 за 1983 год. Приведенная здесь схема в целом повторяет описанную в этом номере журнала, но с некоторыми изменениями и дополнениями. Так уж получилось, что сначала я научился собирать кубик, а через несколько лет в макулатуре обнаружил журнал, в котором описывался метод послойной сборки, подозрительно напоминающий тот, которым пользовался я. Изучив схемы, приведенные в журнале, пришёл к выводу, что использовал почти те же формулы, но иначе ориентировал кубик, поэтому запись «моих» формул сборки выглядела иначе. Пополнил свой запас формул сборки кубика Рубика 3х3х3 (а других тогда и не было) из того же журнала, так как выяснил, что формулы могут быть прямыми, обратными, зеркальными, да и вообще какими угодно другими, но приводящими к нужному результату. Поэтому не ведитесь на заявления типа: «Схема сборки Васи Пупкина» или Пети Сидорова, кроме случаев, когда эти схемы запатентованы или имеют условно такое название, принятое сообществом, например, спидкуберов. Спидкубер — человек занимающийся спидкубингом (скоростной сборкой кубика Рубика).

Тем, кому удобнее воспринимать информацию с «бумажного носителя», рекомендую скачать приведенную здесь схему с кратким описанием в формате Word или Excel и распечатать на принтере:
Схема сборки в формате Word Схема сборки в формате Excel

Послойный алгоритм сборки кубика Рубика является далеко не единственным. Существуют и другие способы, о которых — на других страницах этого раздела.

Продолжение следует…

dedfoma.ru

Строение кубика Рубика и названия вращений

Для того, чтобы научиться собирать эту головоломку необходимо понять ее строение и узнать правильное название тех или иных действий с ней. Последнее важно, если вы собираетесь найти инструкцию по сборке кубика в Интернете. Да, и в нашей статье мы будем называть все действие с этой головоломкой, согласно устоявшимся выражениям.

Стандартный кубик Рубика состоит из трех сторон. Каждая из которой состоит из трех частей. Сегодня также существуют кубики 5x5x5. У классического кубика 12 ребер и 8 углов. Он окрашивается в 6 цветов. Внутри этой головоломке располагается крестовина, вокруг которой и происходит перемещения сторон.

Крестовина с центрами
Крестовина с центрами

На конце крестовины жестко располагается квадрат с одним из шести цветов. Вокруг него и нужно собрать остальные квадраты того же цвета. Причем, головоломка считается собранной, если на всех шести сторонах кубика будет собран свой цвет.

ВАЖНО: В оригинальной головоломке желтый цвет всегда находится напротив белого, оранжевый – красного, а зеленый – синего. И если разобрать головоломку, а потом сложить его неправильно, то это может привести к тому, что ее никогда не смогут собрать.

Кроме центров кубика, постоянными составляющими этой головоломки являются углы. Каждый из восьми углов состоит из трех цветов. И как бы вы не меняли положение цветов в этой головоломке, состав цветов углов в ней не изменятся.

ВАЖНО: Кубик Рубика собирается путем помещения угловых и средних секторов в соответствие с цветами центральных секторов.

Название элементов
Название элементов

Теперь, когда мы поняли, конструкцию этой головоломки пора переходить к названиям сторон и вращений и их обозначением в специализированной литературе.

Как собрать кубик

В процессе сборки кубика Рубика может потребоваться не только перемещение сторон, но и изменение положения этого предмета в пространстве. Специалисты называют эти движения перехватами. Схематично это отображается так:

Как собрать кубик

ВАЖНО: Если в найденном вами алгоритме сборки кубика обозначается только буква, то изменяем положение стороны по часовой стрелке. Если после буквы обозначен знак апострофа «’», то сторону вращаем против часовой стрелки. Если после буквы обозначено число «2», то это значит, что сторону нужно вращать два раза. Например, D2′ – вращаем нижнюю сторону против часовой стрелки два раза.

Простой и легкий способ сборки: Инструкция для детей и начинающих

Самая подробная инструкция сборки для начинающих выглядит следующим образом:

  • На первом этапе сборки этой популярной головоломки начинаем с правильного креста. То есть с того, что на каждой стороне кубика будет одинаковым цвет ребер и центров.
  • Для этого находим белый центр и белые ребра и собираем кресты согласно ниже показанной схемы:
Самые популярные движения
Самые популярные движения

 

  • После вышеописанных действий мы должны получить крест. Конечно, с первого раза крест не будет правильным и нужно немного преобразить полученный вариант. При правильном исполнении будет достаточно просто поменять ребра между собой местами.
  • Данный алгоритм называется «пиф-паф» и показан на схеме ниже:
Алгоритм «пиф-паф»
Алгоритм «пиф-паф»
  • Переходим к следующему шагу сборки головоломки. Находим белый угол на нижнем слое и ставим над ним красный уголок. Сделать это можно разными способами, в зависимости от положения красного и белого углов. Используем метод «пиф-пафа» описанный выше.
Меняем положение секторов
Меняем положение секторов
  • В итоге у нас должно получиться следующее:
Первый слой с центром одного цвета
Первый слой с центром одного цвета
  • Начинаем собирать второй слой. Для этого находим четыре ребра без желтого цвета и расставляем их между центрами второго слоя. Затем крутим кубик до тех пор, пока цвет центра не совпадет с цветом элемента грани.
  • Как и при сборке предыдущего слоя, для достижения этой цели вам может потребоваться один из нескольких вариантов:
Варианты сборки
Варианты сборки
  • После того, как мы успешно выполнили предыдущий шаг, переходим к сборке желтого креста. Иногда, он «собирается» сам. Но, случается это очень редко. Чаще всего кубика на этом этапе имеет три варианта расположения цветов:
Варианты расположения желтых секторов
Варианты расположения желтых секторов

Итак, желтый крест собран. Дальнейшее действие при решении этой головоломки сводится к семи вариантам. Ниже показан каждый из них:

Сборка желтой стороны
Сборка желтой стороны

На следующем шаге нам нужно собрать углы верхнего слоя. Возьмите один из углов и поставьте его на место с помощью движений U, U’ и U2. При этом нужно учитывать. Чтобы цвета угла были идентичными цветам на нижних слоях. При использовании этого шага держите кубик белым цветом к себе.

Как собрать кубик
Следующий шаг сборки
  • Заключительная стадия сборки кубика – сборка ребер верхнего слоя. Если вы все вышеописанное сделали правильно, то может возникнуть четыре ситуации. Решаются они очень просто:
Последний шаг
Последний шаг

Самый быстрый способ. Метод Джессики Фридрих

Этот метод сборки головоломки был разработан Джессикой Фридрих в 1981 году. Он концептуально не отличается от большинства известных методов. Но, в нем сделан упор именно на скорость сборки. Благодаря чему, количество этапов сборки сократилось с семи до четырех. Для освоения этого метода нужно освоить «всего» 119 алгоритмов.

ВАЖНО: Данная методика не подходит начинающим. Ее изучением нужно заниматься, когда ваша скорость сборки кубика станет менее 2 минут.

1. На первом этапе нужно собрать крест с боковыми гранями. В специализированной литературе этот этап называется «Cross» (от англ. Cross — крест).

2. На втором этапе нужно собрать сразу два слоя головоломки. Его именуют «F2L» (от англ. First 2 Layers — первые два слоя). Для достижения результата могут потребоваться следующие алгоритмы:

Этап f2l
Этап F2L

3. Теперь нужно собрать верхний слой полностью. Обращать внимание на боковые стороны не стоит. Название этапа OLL (от англ. Orientation of the Last Layer — ориентирование последнего слоя). Для сборки нужно выучить 57 алгоритмов:

Этап oll
Этап OLL

4. Заключительная стадия сборки кубика. PLL (от англ. Permutation of the Last Layer — расстановка элементов последнего слоя по местам). Его сборку можно осуществить с помощью следующих алгоритмов:

Этап pll
Этап PLL

Схема сборки кубика рубика 3х3 в 15 ходов

С 1982 года, когда появились соревнование по скоростной сборке кубика Рубика, многие любители этой головоломки стали разрабатывать алгоритмы, которые помогут правильно расставить сектора кубика при минимуме ходов. Сегодня, минимальное число ходов в этой головоломке называется «Алгоритм Бога» и составляет 20 ходов.

Поэтому, за 15 ходов собрать кубик Рубика нельзя. Больше того, еще несколько лет тому назад, был разработан 18-ходовый алгоритм сборки этой головоломки. Но, его можно использовать не из всех положений кубика, поэтому и его отвергли как самый быстрый.

В 2010 году, ученые из Google создали программу, с помощью которой рассчитали самый быстрый алгоритм сборки кубика Рубика. Он подтвердил, что минимальное количество шагов – 20. Позже, из деталей популярного конструктора был создан робот Lego Mindstorm EV3, который способен собрать кубик Рубика из любого положения за 3,253 секунды. Он использует в своей «работе» 20 шаговый «Алгоритм бога». И если вам кто-то расскажет про то, что есть 15-шаговая схема сборки кубика, не верьте ему. Даже мощностей Google «не хватает», чтобы его найти.

Еще одна схема сборки
Еще одна схема сборки

heaclub.ru

Содержание:

  1. Что такое кубик Рубика?
  2. Основы решения головоломки
  3. Как собрать кубик Рубика — пошаговая схема
  4. Верхняя грань
  5. Собираем второй крест
  6. Размещение углов

 

«>

 

Что такое кубик Рубика?

Если вы поставили перед собой задачу решить головоломку, то после прочтения статьи это станет легко.

 

Но если не знать, как устроен этот самый загадочный кубик, из чего он состоит и каким образом функционирует, задача усложняется в разы.

 

Как собрать кубик Рубика по схеме для начинающих на русском языке, вы узнаете ниже, но помните, что не стоит недооценивать сложность представленной головоломки.

 

Обычный рубик 3х3 — это небольшой механический 3D куб, грани которого окрашены в разные цвета.

 

«>
Собираем кубик Рубика

 

Давайте разберем по частицах составляющие куба.

 

Начнем с центрального элемента, он один с каждой стороны. Его можно вращать вокруг своей оси, но всегда каждый из них остается на месте в «правильном» положении.

 

Угловых элементов немного больше — 8, и они имеют три разных цвета.

 

Нельзя забывать о 12 ребрах с несколькими разными цветами, расположенными между углами.

 

Получается всего 20 частиц, которые можно передвигать, и решение задачи полностью зависит от знания правильного изменения их положения.

 

Если начать вращать одну сторону, можно увидеть центральные элементы, а точнее — как они не двигаются. Ребро же становится туда, где должно находиться, а угол — на свое место.

 

Совет: каждый из элементов имеет определенный тип, его не изменить после поворота.

 

Основы решения головоломки

Если хотите знать, как собрать кубик Рубика, у нас есть специальная схема для начинающих на русском.

 

Поставьте себе цель — пусть элементы встанут на свои места. Сконцентрируйте внимание на центре, только кубики там не меняют свое положение.

 

К примеру, ребро, находящееся между красным и зеленым, — красно-зеленое.

 

Возьмите себе за ориентир правило: возле зеленого обязательно должно быть ребро того же цвета.

 

«>
Схема 1. Синим цветом изображены правильно расставленные частицы, зеленым — те, которые поддадутся изменению, желтым — над которыми производится действие

 

Нельзя упускать из вида угол, он всегда трехцветный и размещен между центральными элементами цветов, которые ему соответствуют.

 

Как собрать кубик Рубика — пошаговая схема для начинающих в картинках

Нужно собрать края одной стороны. Для начала выберите цвет, который будет первым. Пусть это будет желтый. Итак, начнем!

 

Поверните куб желтым цветом кверху, таким образом снизу останется белый, практически во всех существующих моделях представлена эта разметка.

 

Совет: если вас интересует как собрать кубик Рубика, воспользуйтесь схемой для начинающих на русском языке 3 на 3. Вверху нужно сложить крест, для этого поставьте края выбранного вами цвета в позиции. Они будут соответствовать центральному элементу.

 

«>
Схема 2

 

Пользуясь нашим советом, помните, что нужно сделать по порядку.

 

Второй цвет ребра должен соответствовать центральной частице, которая ближе всего. Потренируйтесь и у вас получится.

 

Главное — не останавливайтесь, попробуйте во всем разобраться и продвигайтесь с уверенностью дальше. Вам в помощь придет терпение и еще раз терпение, не сдавайтесь.

 

Соберите крест по схеме, но не забывайте, что это нужно будет сделать 4 раза — для каждой стороны.

 

  1. Куб должен быть у вас в руках, переворачивайте его, сверху должен быть желтый центровой элемент, или тот, цвет, который вы подобрали, внизу — белый
  2. Посмотрите, есть ли желтый внизу, и обратите внимание на оба цвета ребра
  3. В том случае, если вами был найден желтый квадратик, крутите куб, пока ребро не займет свое место сверху
  4. Продолжайте следовать инструкции, как собрать кубик Рубик по схеме для начинающих на русском языке в фото и выполните одно из действий: центр — внизу, впереди, ребро — в промежуточном слое и повторите шаг номер 1

 

Совет: если вы видите желтый цвет сверху, но он не на своем месте или неправильно ориентирован относительно центра, поменяйте его позицию, просто поставив другую частицу на его место.

 

«>
Схема 3

 

Край будет стоять в положении, описанном ранее, с помощью схемы он встанет на свое место.

 

Так нужно сделать для каждого из желтых кубов, в итоге вы получаете крест.

 

Верхняя грань

После того как вами был сложен крест, можно приступить к сборке верха полностью. Нужно поставить углы по местам.

 

Если ставить их так, как хочется, ничего не получится — у каждого есть свое место. Это определяют цвета, из которых он состоит.

 

Не забывайте, что любые выполняемые действия нужно будет повторить 4 раза для всех углов.

 

  1. Поставьте кубик в первоначальное положение, как и в предыдущий раз
  2. Попробуйте найти в нижнем слое угол, в котором будет желтый квадрат, остановите свое внимание на несколько цветов на нем
  3. Поверните низ, угол должен быть под своим местом
  4. Можете выбрать одно из нескольких решений: желтый слева, справа и снизу

 

Переходим к следующей грани, при этом не забываем о центральных элементах. Они зафиксированы на месте, поэтому необходимо менять их местами и думать, как лучше разместить.

 

Все действия повторяем, как и прежде, по 4 раза.

 

  1. В этот раз нужно взять кубик белым слоем кверху, внизу получится желтый, уже собранный.
  2. Найдите в верхнем слое края без белого цвета с обеих сторон.
  3. Прокручивайте вверх таким образом, пока цвета края и центра полностью не совпадут, это будет очень похоже на перевернутую Т.
  4. Выберите один из представленных примеров, ваше решение должно зависеть от того, где размещен край — слева или справа. Вот варианты, из которых стоит выбрать: край передвинут вправо или край передвигается влево.

 

«>
Схема 4

 

Если вы не смогли найти в слое элементы без белого на любой из сторон, это значит, что они в середине.

 

Для исправления подобной ситуации поверните другой край из верхнего слоя на его место. Вы сможете продолжить свою работу, следуя инструкции.

 

Собираем второй крест

Теперь, когда уже собраны 2 слоя куба, давайте попробуем сделать 4 крайних элемента верха белыми.

 

Нужно сосредоточиться исключительно на краевых частицах, обходя углы.

 

Все еще не знаете, как собрать кубик Рубика по схеме для начинающих на русском языке? Вам на помощь придет тематическое видео.

 

Итак, если первые 4 белые ребра уже наверху, переходите к следующему шагу.

 

Но если только несколько, воспользуйтесь инструкцией, представленной ниже, и обратите внимание, как они расположены относительно друг друга.

 

Все зависит от того, рядом они или напротив: смежные края, противоположные края белые, ни один белоснежный квадрат не стоит правильно.

 

Если попробуете сложить крест одним из вышеописанных способов, то в случае, если вверху не будет ни одного светлого квадрата, результат: 2 готовых квадрата.

 

В зависимости от полученной комбинации, выберите свой вариант действия, это может быть первый или второй плюс 4-ый шаг.

 

Второй крест готов. Чтобы боковые части совпали по цветовой гамме с центром, повторите действия пятого раздела.

 

Поверните верх кубика до момента совпадения двух ребер по цвету с центром. Второй крест на месте.

 

Размещение углов

Уже свое место нашли частицы, и вы уже почти до конца знаете, как собрать кубик Рубика по схеме для начинающих на русском языке по видео, осталось только завершить углы.

 

Это нужно сделать, не обращая внимания на их ориентацию, вы должны знать, когда стает в свою позицию.

 

«>
Схема 5

 

Совет: угол стоит правильно, когда близкие центральные части совпадают по цветовой гамме с 3 частями.

 

Мы покажем вам, в каких ситуациях углы стоят неправильно и правильно для сборки.

 

Конечно же, может сложиться и так, что 4 угла встанут по местам изначально.

 

life-reactor.com

Для того, чтобы понимать формулы, используемые для сборки, нужно ознакомиться с языком вращений.

Язык вращений – это особые обозначения движений граней кубика, при помощи который можно записать какой-либо алгоритм, решение или скрамбл (последовательность ходов, с помощью которой запутывают кубик).

F — front — фронтальная сторона

B — back — задняя сторона

L — left — левая сторона

R — right — правая сторона

U — up — верхняя сторона

D — down — нижняя сторона

Fw (f) — фронтальная сторона вместе со средним слоем

Bw (b) — задняя сторона вместе со средним слоем

Lw (l) — левая сторона вместе со средним слоем

Rw (r) — правая сторона вместе со средним слоем

Uw (u) — верхняя сторона вместе со средним слоем

Dw (d) — нижняя сторона вместе со средним слоем

Также существуют более редкие движения, которые практически никогда не используются в сборках:

M — middle — средний слой, находящийся между правой (R) и левой (L) сторонами

S — standing — средний слой, находящийся между фронтальной (F) и задней (B) сторонами

E — equatorial — средний слой, находящийся между верхней (U) и нижней (D) сторонами

Кроме вращений граней куба, существуют обозначения, указывающие на изменения положения кубика в пространстве. Эти движения называются перехватами:

x — весь куб вращается от себя по плоскости, совпадающей с правым (R) и левым (L) слоями (F превращается в U)

x’ — весь куб вращается к себе по плоскости, совпадающей с правым (R) и левым (L) слоями (F превращается в D)

y — весь куб вращается по часовой стрелке в горизонтальной плоскости (F превращается в L)

y’ — весь куб вращается против часовой стрелки в горизонтальной плоскости (F превращается в R)

z — весь куб вращается по часовой стрелке в фронтальной плоскости (U превращается в R)

z’ — весь куб вращается против часовой стрелки в фронтальной плоскости (U превращается в L)

Движения кубика и перехваты записываются в соответствии со следующими правилами:

— Если написана только буква — крутим сторону по часовой стрелке, как если бы мы смотрели на грань в лицо

— Если после буквы стоит штрих «’» — крутим сторону против часовой стрелки, как если бы мы смотрели на грань в лицо

— Если после буквы стоит «2» — крутим эту сторону на 180 градусов. Если ещё стоит штрих, к примеру U2′, то это означает, что в данном алгоритме удобнее вращать U2 против часовой стрелки

Видео, в котором наглядно демонстрируется язык вращений кубика Рубика:

speedcubing.ru

Секреты сборки кубика Рубика: элементы, части, ключевые понятия

Шесть граней головоломки имеют определенные цвета и порядок их расположения, запатентованные изобретателем. Многочисленные подделки часто выдают себя именно непривычными цветами или их положением относительно друг друга. Обучающие схемы и описания всегда используют стандартное цветовое оформление. Новичкам довольно просто запутаться в объяснениях, если использовать кубик с другой цветовой схемой.

Как собрать кубик

Цвета противоположных граней: белый – желтый, зеленый – синий, красный – оранжевый.

Каждая сторона состоит из нескольких квадратных элементов. По их количеству различают виды кубиков Рубика: 3*3*3 (первый классический вариант), 4*4*4 (так называемая «Месть Рубика»), 5*5*5 и так далее.

Первая модель, собранная Эрнё Рубиком, представляла собой 27 деревянных кубиков, одинаково покрашенных в шесть цветов и составленных друг на друга. Изобретатель в течение месяца пытался сгруппировать их так, чтобы грани большого куба сложились из одинаковых по цвету квадратов. Еще больше времени заняла разработка механизма, который скрепил все элементы.

Современный кубик Рубика классической конструкции состоит из следующих элементов:

  • Центры – неподвижные относительно друг друга части, закрепленные на осях вращения кубика. Они обращены к пользователю только одной окрашенной стороной. Собственно, шесть центров и образуют зеркальные пары в цветовой схеме.
  • Ребра – подвижные элементы. Пользователь видит две цветные стороны у каждого ребра. Цветовые комбинации здесь тоже стандартные.
  • Углы – восемь подвижных элементов, расположенных в вершинах куба. У каждой из них по три цветные стороны.
  • Скрепляющий механизм – крестовина из трех жестко закрепленных осей. Существует альтернативный вариант механизма, похожий на сферу. Его используют в скоростных или многоэлементных кубиках. Особенно сложна конструкция кубов с четным количеством элементов на гранях – это система взаимосвязанных клик механизмов, иногда объединенная с крестовиной. Существуют магнитные механизмы для профессиональных скоростных кубов.

Игра с кубиком Рубика заключается в том, что при помощи подвижного механизма цветные элементы на гранях переупорядочивают и пытаются собрать в первоначальном порядке.

Фанаты головоломки соревнуются в решении на время. Кроме ловкости рук, для этого необходимо изучить, запомнить и довести до автоматизма сотни комбинаций цветных элементов и действий с ними. Этот необычный вид спорта называется спидкубинг.

Регулярно проводятся турниры спидкуберов, обновляются рекорды. Постоянно открываются новые горизонты для достижений. В рамках турниров проводятся соревнования по сборке вслепую, одной рукой, ногами и так далее.

Новейшее увлечение – сборка пасьянсов (узоров) на кубике.

Строение кубика Рубика и названия вращений

Для того чтобы описывать манипуляции с головоломкой, записывать схемы решений, движения элементов относительно друг друга, и просто для удобства общения был создан язык вращений. Он представляет собой буквенные обозначения для каждой грани и для способов ее вращения.

Как собрать кубик

Стороны головоломки обозначают заглавными буквами.

В русскоязычных руководствах по сборке кубика Рубика используют начальные буквы от русских названий:

  • Ф – от «фасад»;
  • Т – от «тыл»;
  • П – от «правая»;
  • Л – от «левая»;
  • В – от «верх»;
  • Н – от «низ».

В мировом сообществе используют начальные буквы от названий граней по-английски.

Обозначения, принятые в WCA (World Cube Association):

  • R – от right;
  • L – от left;
  • U – от up;
  • D – от down;
  • F – от front;
  • B – от back.

Центральный элемент называется так же, как грань (R, D, F и так далее).

Ребро примыкает к двум граням, его название состоит из двух букв (FR, UL и так далее).

Угол, соответственно, описывается тремя буквами (например, FRU).

Как собрать кубик

Группы элементов, которые составляют средние слои между гранями, тоже имеют свои названия:

  • M (от middle) – между R и L.
  • S (от standing) – между F и B.
  • E (от equatorial) – между U и D.

Вращение граней описываются буквами, называющими грани, и дополнительными значками.

  • Апостроф «’» указывает на то, что грань или слой поворачиваются против часовой стрелки.
  • Цифрой 2 обозначается повтор движения.

Возможные действия с гранью, например, с правой:

  • R – вращение по часовой стрелке;
  • R’ – вращение против часовой стрелки.
  • R2 – двойной поворот, неважно в какую сторону, так как у грани всего четыре возможных положения.

Чтобы определить, в какую сторону поворачивать грань, нужно представить на ней циферблат часов и руководствоваться движением воображаемой стрелки.

Вращение противоположных граней «по часовой стрелке» получается встречным.

Движения средних слоев привязаны к внешним граням:

  • Слой M вращается в тех же направлениях, что и L.
  • Слой S – как F.
  • Слой E – как D.

Еще одно важное обозначение «w» — одновременный поворот двух примыкающих слоев. Например, Rw – одновременное вращение R и M.

Повороты всего кубика целиком называются перехватами. Они выполняются в трех плоскостях, то есть по трем осям координат: X, Y, Z.

  • x и x’ – повороты по оси X всего кубика. Движения совпадают с поворотами правой грани.
  • y и y’ – повороты кубика по оси Y. Движения совпадают с вращениями верхней грани.
  • z и z’ – вращение кубика по оси Z. Движение совпадает с вращением фронтальной грани.
  • х2, y2, z2 – обозначения двойных перехватов по указанной оси.

Кроме общепринятых обозначений, руководства по сборке пестрят сленгом, популярными в среде спидкуберов названиями техник, приемов, алгоритмов, узоров и фигур на кубике и так далее. Не менее востребованы схематические описания алгоритмов, в которых используются только стрелки. Чем больше накапливается опыта в решении головоломки, тем проще понимать описания и объяснения, многие вещи начинают восприниматься интуитивно.

  • Шапка – собранные на одной стороне кубика цветные элементы. Сборка головоломки – то же самое, что сборка всех шести шапок.
  • Пояс – смежные с шапкой цветные элементы. Шапка может быть собрана так, что пояс состоит из разрозненных цветных фрагментов, то есть угловые и реберные элементы стоят не на своих местах.
  • Крест – фигура на шапке из пяти фрагментов одного цвета. Сборку часто начинают с построения креста. Здесь нет четкого руководства. Этот шаг позволяет наибольшую свободу действий и требует определенных размышлений. Когда крест готов, остается следовать заученным алгоритмам.
  • Флип – разворот угла или ребра на одном месте относительно центра, это действие требует применения специальных алгоритмов.

Схемы и этапы сборки головоломки для начинающих

Схемы для начинающих помогут научиться и сберечь нервы, собирая безнадежно запутанный кубик, почувствовать логику движений и отработать простейшие алгоритмы.

Как собрать кубик

Прежде чем совершить какое-то действие, необходимо осмотреть кубик. На состязаниях на «преинспекцию» отводится 15 секунд. За это время нужно найти элементы одного цвета, которые будут собираться в «шапку» на первом этапе. Традиционно начинают с белой стороны, то есть большинство руководств предполагает, что U – белая. «Мультиколорщики»-спидкуберы могут начать сборку с любой стороны, мысленно перестроив все готовые алгоритмы.

Кубик Рубика 2х2

«Мини куб» состоит из 8 угловых элементов. На первом этапе собирается один слой из четырех углов. На втором этапе – оставшиеся углы размещаются на своих местах, при этом они могут быть перевернуты, то есть цветные элементы будут находиться не на своих гранях. Останется развернуть их нужной стороной.

Как собрать кубик

  • Алгоритм «пиф-паф» позволяет перемещать угловой элемент и правильно его ориентировать. Если проделать эту последовательность действий шесть раз подряд, кубик придет в исходное положение. Таким образом, если кубик смешан, нужно применить его от 1 до 5 раз, чтобы установить элемент правильно. Запись алгоритма: RUR’U’.
  • Когда один слой собран, надо повернуть кубик вторым слоем наверх. Двигая этот слой в любую сторону, установить один из углов на свое место. Далее применяется алгоритм, позволяющий поменять местами два соседних элемента – правый и левый угол передней грани. Последовательность действий следующая: URU’L’UR’U’LU.
  • Когда все углы находятся на местах, их переворачивают (флипают) при помощи алгоритма «пиф-паф». На этом этапе важно не перехватывать кубик.

Как собрать кубик Рубика 3х3

Как собрать кубик

  1. Построить «белый крест», собрав 4 ребра с белыми наклейками вокруг белого центра.
  2. Совместить цветные центры сторон R, L, U, D с подходящими ребрами «белого креста».
  3. Поместить на свои места углы с белыми наклейками. При помощи алгоритма R’D’RD, повторенного до пяти раз, углы перевернутся в правильное положение.
  4. Чтобы поместить на свои места ребра среднего слоя, надо перехватить кубик – у2. Выбрать ребро без желтой наклейки. Совместить его с центром, совпадающим по цвету с одной из сторон. Применяя формулы, сместить ребро в средний слой: Ребро опускается со смещением влево: U’L’ULUFU’F’. Ребро опускается со смещением вправо: URU’R’U’F’UF. Если элемент оказался на своем месте, но неправильно повернут, эти алгоритмы используются снова, чтобы переместить его в третий слой и установить заново.
  5. Не перехватывая кубик, собрать желтый крест на шапке третьего слоя, повторяя алгоритм: FRUR’U’F’.
  6. Совместить ребра последнего слоя с боковыми центрами правильно, как это делалось для первого креста. Два ребра легко встанут на свои места. Два другие придется поменять местами. Если они находятся друг против друга: RUR’URU2R’. Если на соседних сторонах: RUR’URU2R’U.
  7. Расставить на правильные позиции углы последней грани. Если ни один из них не находится в положенном месте, применить формулу URU’L’UR’U’L. Один из элементов встанет правильно. Перехватить кубик этим углом к себе, он будет верхним правым на фронтальной грани. Перемещать остальные углы против часовой стрелки URU’L’UR’U’L или, наоборот, U’L’URU’LUR’. На этом этапе все собранные участки перестроятся, покажется, что что-то пошло не так. Важно следить, чтобы кубик не перевернулся и центр F не сместился относительно пользователя. Комбинацию ходов нужно повторять до 5 раз.
  8. Возможно, угловые элементы потребуется развернуть, совместив цветные фрагменты с остальными гранями правильно. Чтобы развернуть (флипнуть) их, используется первая формула: R’D’RD. Важно не перехватывать кубик, чтобы F и U не менялись.

Кубик Рубика 4х4

Головоломки, имеющие больше трех элементов в ребре, предполагают гораздо большее количество комбинаций.

Как собрать кубик

Особенно сложны «четные» варианты, так как в них нет жестко зафиксированного центра, который помогает ориентироваться в классической головоломке.

Для 4*4*4 возможны около 7,4*1045 позиции элементов. Поэтому его назвали «месть Рубика» или Мастер Кубик.

Дополнительные обозначения внутренних слоев:

  • f – внутренний фронтальный;
  • b – внутренний задний;
  • r – внутренний правый;
  • l – внутренний левый.

Варианты сборки: послойно, от углов или приведением к виду 3*3*3. Последний способ наиболее популярен. Сначала на каждой грани собирается по четыре центральных элемента. Потом подгоняются реберные пары и, наконец, выставляются углы.

  • Собирая центральные элементы, надо помнить, какие цвета противопоставлены попарно. Алгоритм, чтобы менять местами элементы из средней четверки: (Rr) U (Rr)’ U (Rr) U2 (Rr)’ U2.
  • При сборке ребер вращаются только внешние грани. Алгоритмы: (Ll)’ U’ R U (Ll); (Ll)’ U’ R2 U (Ll); (Ll)’ U’ R’ U (Ll); (Rr) U L U’ (Rr)’; (Rr) U L2 U’ (Rr)’; (Rr) U L’ U’ (Rr)’. В большинстве случаев ребра можно собрать интуитивно. Когда остается всего два реберных элемента: (Dd) R F’ U R’ F (Dd)’ – чтобы установить их рядом, U F’ L F’ L’ F U’ – чтобы поменять местами.
  • Далее применяются формулы кубика 3*3*3 для перестановки и вращения углов.

Сложные случаи, которые требуют особенного решения, – паритеты. Их формулы не решают задачу, а выбивают элементы из тупиковой ситуации, приводя головоломку в вид, решаемый стандартными алгоритмами.

  • Два соседних реберных элемента в неправильной ориентации: r2 B2 U2 l U2 r’ U2 r U2 F2 r F2 l’ B2 r2.
  • Противопоставленные пары реберных элементов в неправильной ориентации: r2 U2 r2 (Uu)2 r2 u2.
  • Пары реберных элементов, стоящих углом друг к другу, в неправильной ориентации: F’ U’ F r2 U2 r2 (Uu)2 r2 u2 F’ U F.
  • Углы последнего слоя не на своем месте: r2 U2 r2 (Uu)2 r2 u2.

Быстрая сборка головоломки 5х5

Сборка заключается в приведении к классическому виду. Сначала собирается 9 центральных фрагментов на каждой шапке и по три реберных элемента. Последний этап – расстановка углов.

Как собрать кубик

Дополнительные обозначения:

  • u – внутренняя верхняя грань;
  • d – внутренняя нижняя грань;
  • e – внутренняя грань между верней и нижней;
  • (две грани в скобках) – одновременный поворот.

Сборка центральных элементов проще, чем в предыдущем случае, так как есть жестко закрепленные цветовые пары.

  • На первом этапе сложности могут возникнуть, если нужно поменять местами элементы на соседних гранях. Если они разделены одним реберным элементом: (Rr) U (Rr)’ U (Rr) U2 (Rr)’. Если они находятся на внутренних центральных слоях: (Rr)’ F’ (Ll)’ (Rr) U (Rr) U’ (Ll) (Rr)’.
  • Совмещение реберных элементов интуитивно понятно, оно не затрагивает собранные центры: (Ll)’ U L’ U’ (Ll); (Ll)’ U L2 U’ (Ll); (Rr) U’ R U (Rr)’; (Rr) U’ R2 U (Rr)’. Сложность представляет только сборка последних двух ребер.

Формулы для паритетов:

  • поменять местами элементы в слоях u и d на ребрах одной грани: (Dd) R F’ U R’ F (Dd)’;
  • поменять местами реберные элементы, расположенные в среднем слое на одной грани: (Uu)2 (Rr)2 F2 u2 F2 (Rr)2 (Uu)2;
  • развернуть эти элементы на своих местах, то есть флипнуть: e R F’ U R’ F e’;
  • развернуть на месте реберный элемент среднего слоя: (Rr)2 B2 U2 (Ll) U2 (Rr)’ U2 (Rr) U2 F2 (Rr) F2 (Ll)’ B2 (Rr)2;
  • поменять местами элементы в боковом слое на одной грани: (Ll)’ U2 (Ll)’ U2 F2 (Ll)’ F2 (Rr) U2 (Rr)’ U2 (Ll)2;
  • флипнуть одновременно три реберных элемента на своем месте: F’ L’ F U’ или U F’ L.

Последняя задача – расстановка углов по принципу классического куба.

Самый быстрый способ. Метод Джессики Фридрих

Те, кто уже научился решать головоломку за 1 – 2 минуты, то есть может действительно быстро собрать кубик Рубика, подходят к принципиально новому пониманию задачи. Механическое ускорение на определенном этапе становится невозможным. Необходимы специальные алгоритмы и техники, чтобы уменьшить время поиска решений.

Как собрать кубик

Послойная сборка классического варианта для ускорения процесса сводится к четырем задачам:

  • начальный крест на одной шапке;
  • одновременная сборка первого и второго слоев;
  • последняя шапка;
  • пояс третьего слоя.

Сложность в том, что приходится выучить и все время держать в голове 119 формул, составленных автором метода, Джессикой Фридрих. Группы алгоритмов F2L, OLL, PLL для каждого этапа описывают все возможные комбинации расположения элементов, развороты и перестановки, необходимые для работы с парами ребро-угол.

Метод позволяет решить головоломку меньше чем за 20 секунд.

Как собрать кубик Рубика с закрытыми глазами

Разработаны специальные приемы для облегчения этой задачи. Один из популярных в среде спидкуберов метод old Pochmann.

Как собрать кубик

Сборка производится не послойно, а по группам элементов: сначала все ребра, потом углы.

Ребро RU – буферное. Применяя специальные алгоритмы, кубик, занимающий эту позицию, перемещают на свое место. Элемент, заменивший его в позиции RU, опять перемещают и так далее, пока все ребра не окажутся на своих местах. То же самое проделывают с углами. Особенность алгоритмов для сборки вслепую в том, что они позволяют переместить элемент, не перемешивая остальные.

В процессе слепой сборки куб не переворачивают, чтобы не запутаться.

Прежде чем приступить к сборке, кубик «запоминают». Мысленно создается цепочка, по которой элементы будут перемещаться. Каждой наклейке присваивается своя буква алфавита. Для ребер и для углов спидкубер составляет отдельные азбуки. Перемешанный кубик Рубика запоминают как последовательность букв. Верхняя наклейка на буферном кубике – первая буква, наклейка, которая занимает ее законное место – вторая и так далее. Для простоты, из последовательности букв составляют слова, а из слов – предложения.

Кому принадлежит рекорд по самой быстрой сборке кубика Рубика

Австралиец Феликс Земдегс дважды обновил мировой рекорд по сборке классического кубика Рубика в 2018 г. В начале года зафиксировано лучшее время 4,6 секунды, в мае головоломка решена за 4, 22 секунды.

Как собрать кубик

22-летнему спортсмену принадлежит еще несколько действующих рекордов 2015 – 2017:

  • 4x4x4 – 19.36 секунд;
  • 5x5x5 – 38.52 секунд;
  • 6x6x6 – 1:20.03 минут;
  • 7x7x7 – 2:06.73 минут;
  • мегаминкс – 34.60 секунд;
  • одной рукой – 6.88 секунд.

Рекорд робота, зафиксированный в Книге рекордов Гиннесса, – 0,637 секунды. Уже существует действующая модель, способная собрать кубик за 0.38 секунды. Ее разработчики – американцы Бен Кац и Джаред Ди Карло.

attuale.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.